При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение о самостоятельной работе (с изменениями); Методические инструкции по организации самостоятельной работы.
Виды СРС 1. Аудиторная (активное восприятие объяснения, самостоятельное задание, лабораторные занятия и др.) 2. Внеаудиторная (самостоятельное изучение отдельных тем, подготовка к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях
Временные нормативы самостоятельной работы студентов установлены в соответствии с государственным стандартом дисциплины и предоставляются в виде учебного плана, для разработки соответствующих нормативных документов. В функции кафедр входит подготовка пакета необходимых для самостоятельной работы студентов материалов по всем дисциплинам и специальностям. Пакет документов регламентирующих самостоятельную работу на кафедре включает следующее: План самостоятельной работы; График аудиторной самостоятельной работы студентов; График внеаудиторной самостоятельной работы студентов; План самостоятельного изучения дисциплины; Методические инструкции по организации самостоятельной работы.
Весь теоретический материал делится на логически завершенные единицы и изучается не по отдельным параграфам, а целиком: сначала – понятие, затем закономерности между ними и их практическое применение. В конце каждого блока проводится обобщающее занятие. Причем обобщение фундаментальных знаний можно осуществлять на разных уровнях, разными способами.
Любая дисциплина имеет свои структурные компоненты (модули) так называемые дидактические единицы. Под дидактическими единицами понимают логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Дидактическая единица небольшая тематическая часть учебной дисциплины, содержащая логически объединенные понятия, количество которых (объем знаний) определяется автором дидактической единицы. Самостоятельная работа студентов является структурным компонентом дидактической единицы (модуля) и не должна идти вразрез изучаемому материалу.
Компоненты СРС (процессуальные и организационные) 1. Уяснение поставленной учебной задачи и ее принятие; планирование предстоящей работы; умение ставить и разрешать задачи; 2. Поиск необходимой информации (учебной, научной, методической, в том числе в сети Интернет) 3. Освоение методов исследовательской работы, владение оргтехникой, современными информационными технологиями 4. Мыслительная деятельность; умение подбирать и усваивать определенное содержание 5. Осмысление образовательных достижений, обоснование и защита принятых решений
Управление СРС 1. Формирование мотивов. Постановка целей и задач. 2. Планирование, инструктаж и консультирование 3. Создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия программы и т.д. 4. Контроль, учет, коррекция
Результаты СРС Обучающий – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления; Развивающий – напряжение психических сил, формирование умений и навыков самостоятельного труда; Воспитательный – воспитание добросо- вестности, дисциплинированности, ответственности и др.; Диагностический – истинная картина усвоения знаний, умений, навыков, развитие способностей.