Ход реформы системы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
Этапы реформирования системы аккредитации в России 2 1 этап : 1 ноября 2011 – 1 июля 2012 года Обеспечение непрерывного выполнения функций по аккредитации, организационное обеспечение создания ФСА, разработка первоочередных подзаконных актов 2 этап : 1 июля 2012 – 31 декабря 2012 года Введение новых правил работы на подзаконном уровне, создание первоочередных информационных систем по аккредитации, начало работы территориальных органов Росаккредитации 3 этап : 1 января 2013 – 1 января 2014 года Принятие и вступление в силу федерального закона « Об аккредитации » и корреспондирующих подзаконных актов, активизация работы по контролю за аккредитованными лицами, обеспечение электронного взаимодействия с заявителями 4 этап : 1 июня 2014 – 31 декабря 2016 года Начало работы « по международным правилам », проведение процедуры международного признания российской системы аккредитации, формирование рынка « добросовестных » аккредитованных лиц
Основные проблемы и задачи по их решению 3 Основные проблемыОсновные задачи Существование разрозненных систем аккредитации, отсутствие единого подхода Унификация существовавших систем, сбор и обобщение разрозненных данных Работа в 2012 году по « старым правилам » Принятие « новых правил » и начало работы по ним Существенное количество недобросовестных аккредитованных лиц Сокращение количества недобросовестных органов по аккредитации и испытательных лабораторий Наложение реформы системы аккредитации на вступление в силу технических регламентов Таможенного союза Обеспечить возможность работы по техническим регламентам Таможенного союза российских органов по оценке соответствия Недостаточная численность РосаккредитацииДобиться увеличения штатной численности для обеспечения решения текущих задач Совмещение процесса создания организации с осуществлением содержательной работы В максимально короткие сроки обеспечить создание и работу Росаккредитации не допустив остановки работ по аккредитации и контролю
Проблема Аккредитацию фактически осуществляли экспертные организации, статус и ответственность которых не были определены законодательно Непрозрачный механизм формирования стоимости услуг экспертных организаций Абстрактность критериев аккредитации Отсутствие единой системы классификаторов, а также единой базы информации Неурегулированность порядка осуществления аккредитации Негативные последствия Наличие злоупотреблений, отсутствие доверия к результатам аккредитации Возникновение необоснованных затрат у аккредитуемых организаций Субъективный подход к принятию решений Путаница в правоприменительной практике, отсутствие единой системы контроля Отсутствие понятной и прозрачной административной процедуры 4 Недостатки существовавшей системы
5 Совершенствование требований к аккредитованным лицам Основные направления реформы Оптимизация процедуры аккредитации Повышение эффективности контроля за аккредитованными лицами
6 Совершенствование требований к аккредитованным лицам Обеспечение соответствия международным стандартам Реальное подтверждение компетентности Четкость и конкретность установленных требований Основные направления реформы
7 Прозрачные и понятные административные процедуры Компетентность и подотчетность экспертов по аккредитации Легализация проведения корректирующих мероприятий Оптимизация процедуры аккредитации Основные направления реформы
8 Повышение эффективности контроля Переход от избыточного контроля к открытости работы Ужесточение ответственности за нарушения Совмещение требований международных стандартов ( инспекционный контроль ) и российского законодательства ( государственный контроль ) Основные направления реформы
9 Произошедшие изменения системыОжидаемый результат Введение новых правил аккредитацииПовышение прозрачности оказания государственной услуги, четкое определение обязанностей всех участников системы Введение новых критериев аккредитацииПриближение организации работы ОС и ИЛ к требованиям международных стандартов Введение государственной аттестации экспертов по аккредитации Гарантированная компетентность и персональная ответственность экспертов за результаты работы Новые правила работы с экспертамиВыбор эксперта основан на объективных критериях, работы выполняются в установленные сроки Подготовлена методика определения стоимости услуг по экспертизе Возможность прогнозирования стоимости экспертных услуг, ограничение прибыли экспертных организаций Произошедшие изменения системы
10 Обеспечение открытости Росаккредитации Повышение качества работы Росаккредитации Информатизация работы Росаккредитации и аккредитованных лиц Участие экспертов и заинтересованных лиц в принятии решений
11 Открытость Росаккредитации Повышение качества работы Росаккредитации «On-line» доступ к информации о ходе оказания каждой конкретной услуги и рассмотрении каждого конкретного документа Обеспечение оперативной связи заявителя с ответственным исполнителем Обеспечение возможности записи на личный прием как в центральном аппарате, так и в территориальных органах
12 Повышение качества работы Росаккредитации Перевод оказания услуг в электронный вид Создание ФГИС Росаккредитации Создание системы дистанционного обучения Информатизация работы
13 Повышение качества работы Росаккредитации Проведение очных публичных мероприятий, трансляция мероприятий Росаккредитации в сети Интернет Размещение на сайте проектов нормативных правовых актов и учет поступивших замечаний Регулярное обновление ответов на часто задаваемые вопросы Участие экспертов и заинтересованных лиц в принятии решений
Сроки оптимизации работы с заявителями 14 Сроки предлагаемых измененияОжидаемый результат Обеспечение прослеживаемости рассмотрения заявлений на сайте Росаккредитации ( с г.) Информирование заявителя о ходе рассмотрения заявления Возможность обращения за аккредитацией в электронном виде ( с г.) Упрощение процедуры подачи документов Возможность совмещения инспекционного контроля с расширением области аккредитации ( с г.) Минимизация расходов заявителя Введение возможности проведения корректировочных мероприятий по замечаниям экспертизы ( с г.) Возможность устранить замечания и получить аккредитацию без необходимости повторного обращения Выделение дополнительных штатных единиц для работы с заявителями ( с г.) Сокращение сроков работ, улучшение обратной связи с заявителями
Международное сотрудничество Работа по международному признанию российской системы Подготовлена и направлена заявка на ассоциированное членство Росаккредитации в ILAC ( объединение органов по аккредитации ИЛ ) Ассоциированное членство в ILAC является первым шагом, после которого начинается долгосрочная процедура оценки соответствия международным требованиям Проведены переговоры, готовится заявка для подписания меморандума о понимании Росаккредитации и IAF ( объединение органов по аккредитации ОС ) Первый шаг перед комплексной оценкой соответствия Работа по интеграции со странами Евразийского региона Подготовлен и согласован странами Таможенного союза меморандум о сотрудничестве в целях создания ассоциации органов по аккредитации Евразийского региона В случае создания региональной ассоциации и ее признания ILAC и IAF, страны Евразийского региона смогут получать международное признание через нее Создана и постоянно работает Рабочая группа органов по аккредитации Таможенного союза Задачей Рабочей группы является разработка документов и обеспечение взаимодействия органов по аккредитации 15
Работа Росаккредитации в цифрах 16 Функция по аккредитацииФункция по контролю В Росаккредитацию поступило и отработано более 4500 заявлений на аккредитацию ( первичная, расширение области, на новый срок ) Получены результаты инспекционного контроля более чем по 3000 организаций Положительное или « частично положительное » решение принято по 3586 заявлениям По информации о нарушениях проведено более 620 внеплановых проверок Отрицательное решение принято по 767 заявлениям По итогам проверок выдано более 580 предписаний Выдано 2796 аттестатов аккредитации, а также утвержденных областей аккредитации В настоящий момент прекращено действие более 700 аттестатов аккредитации Внесены в реестр Таможенного союза : 128 ОС ИЛ - 95 Выданы предписания об отмене более 4000 сертификатов Структура и численность Росаккредитации Центральный аппарат Росаккредитации состоит из 3 управлений, в нем работает 62 человека ( из 71) Сформированы и начали работать 6 из 8 территориальных органов, в них работает 27 человек ( из 60) Росаккредитацией аттестованы и привлекаются к работе 525 экспертов по аккредитации