Организация самостоятельной работы на уроке
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.
Функции самостоятельной работы: 1. образовательная(систематизация и закрепление знаний обучающихся); 2. развивающая(развитие познавательных интересов обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи); 3. воспитательная (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Актуальность Формирование умений учиться самому Формирование высококультурной личности Формирование умений применять знания
Рекомендовано: соотношение времени на фронтальную и самостоятельную работу 1:3,5 Реальность : самостоятельная работа на уроке занимает 10% учебного времени; 76% учителей предпочитают репродуктивные методы работы
Основные принципы : 1.Система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию. 3. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. 4. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики :доступность и систематичность, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Формы и виды самостоятельной работы по дидактическим целям: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие. по степени индивидуальности: общеклассные; групповые ; индивидуальные. по источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой (в классе, дома); решение и составление задач; лабораторные и практические работы; подготовка докладов, рефератов. по уровню самостоятельности учащихся: по образцу (репродуктивные); реконструктивные, вариативные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские. по месту выполнения: классные; домашние. по форме выполнения: устные; письменные; тесты.
Уровни самостоятельной продуктивной деятельности обучащихся, соответствующие их учебным возможностям: 1.Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. 2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти. 3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам. 4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Этап изучения нового материала Цель самостоятельной работы: понимание смысла и структуры изучаемых понятий Время работы 5-6 минут
Этап формирования умений по применению полученных знаний Цель: отработка правильности выполняемых действий Время работы минут
Этап формирования навыков по применению знаний Цель: отработка не только правильности, но и быстроты выполнения действий Время выполнения до 30минут
Необходимо Четко ставить задачу. Готовить обучающихся к выполнению работы Формировать навыки самостоятель ной работы Предлагать задания, которые требуют применения знаний в новой ситуации Осуществлять дифференцирова нный подход Планомерно и ситематически включать самостоятельные работы в учебный процесс
Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности обучающихся Способствует получению более глубоких и прочных знаний Способствует развитию познавательных и творческих способностей Способствует развитию мышления Формирует умения и навыки практического характера Вырабатывает устойчивые навыки самостоятельной работы
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.