«Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования» Педагогический совет «Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя» МОУСОШ 44 г.Кропоткин
2 План проведения педсовета 1.Современная ситуация в сфере духовно-нравственного воспитания. Обоснование актуальности проблемы по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса. Н.Н.Кравченко 2.Роль семьи в духовно-нравственном воспитании. Проблемы семейного воспитания. Т.А.Ильина 3.Эффективные формы работы воспитательной работы учителей – предметников, кл.руководителей по духовному развитию учащихся. 1.Л.И.Пашковская «Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников» 2.Л.И.Тюрина «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» 3.Ю.Ю.Сирко «Воспитание духовно-нравственной личности одно из направлений деятельности кл.руководителя 4.Т.Н.Курганова «Школьный музей - источник духовно-нравственного воспитания» 5.Н.Н.Кравченко «экология души средствами уроков православной культуры. 4. Подведение итогов педсовета. Н.Н.Кравченко
3 Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития современного школьника; корректировка подходов и технологий духовно – нравственного воспитания учащихся. Цель педагогического совета
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания 4 Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
5 Задачи педагогического совета: 1.Выявление и согласование духовно-нравственных ценностей учителей, учащихся, родителей (через социологические исследования, наблюдения, собеседования). 2.Осмысление условий, способствующих духовно- нравственному становлению личности. 3.Определение возможностей, условий, основных направлений, активизации деятельности педагогов по усилению воспитательного процесса в школе. 4.Представление и анализ опыта учителей школы по реализации воспитательного аспекта учебного занятия. 5.Обобщение имеющегося опыта работы и определение перспектив деятельности педагогического коллектива по теме педсовета. 6.Утвердить программу развития духовно-нравственных качеств школьников.
6 Система нравственного воспитания включает в себя: Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Направления деятельности школы по духовно-нравственному развитию обучающихся 7 урочная предметная деятельность (предметы литература, история, география,МХК.,кубановедение, ОПК); дополнительное образование («Юные пушкинисты»,»Юные казачата»); тематические внеклассные мероприятия (тематические кл.часы, линейки, диспуты, беседы и т.п.); экскурсионная деятельность; благотворительная деятельность (помощь ветеранам, акция «Цветик –семицветик»).
8 Ступени духовно-нравственного восхождения
Вера 9% неприемлемы Способность прощать 17% неприемлемы Готовность прийти на помощь 2% неприемлемы Послушание 11% неприемлемы Справедливость 6% неприемлемы Готовность уповать на Бога 23% неприемлемы Любовь 6% неприемлемы Способность к состраданию 10% непериемлемы Святость 30 % неприемлемы Участники: Школьники 9-11 классы Всего: % 94% 88% 83% 98 % 70% 94% 87% 79%
Вера 13% неприемлемы Способность прощать Готовность прийти на помощь Способность к состраданию Справедливость Готовность уповать на Бога43,5% неприемлемы Любовь 1% неприемлемы Святость 34% неприемлемы Участники: педагоги школы Всего: % 82% 100% 65,2% 99% 100% 56,5%
Вера 16% неприемлемы Способность прощать 8% неприемлемы Готовность прийти на помощь Справедливость Готовность уповать на Бога 44 % неприемлемы Любовь 8% неприемлемы Способность к состраданию Святость 20% неприемлемы Участники: родители Всего: % 84% 92% 100 % 80% 92% 100% 56%
Вера 16% неприемлемы Способность прощать 13% неприемлемы Готовность прийти на помощь 6%неприемлемы Справедливость 4% неприемлемы Готовность уповать на Бога 30 % неприемлемы Любовь 4% неприемлемы Способность к состраданию 7% неприемлемы Святость 30% неприемлемы Участники: родители, дети, педагоги Всего: % 96% 84% 87,5% 94 % 70% 96% 70%
Жаль, что отдельные телевизионные передачи, особенно зарубежные и современные русские детективы влияют не лучшим образом.
Психика подростка устроена так, что он не сразу осознает замысел автора и режиссера – показать зло во имя добра. В голове ребенка бессознательно откладываются сцены насилия, подвиг наемных убийц. Ежедневный прессинг приводит к плачевным последствиям: подросток становится потенциальным насильником, психически нездоровым человеком.
А ведь еще И. А. Ильин в своей работе Творческая идея нашего будущего (Новосибирск, 1991 г.) писал: В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназии, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Его тревогу в последнее время разделяют многие ученые, духовенство, деятели культуры, учителя, родители
Вопросов еще много. Но ясно одно: духовному образованию в школе быть! Время пришло.
«…Ключ к решению насущных проблем воспитания и просвещения в обществе лежит в сфере плодотворного взаимодействия церкви, семьи и школы. Без такого сотрудничества невозможно достижение национального единства, сохранения духовно-нравственного здоровья социума…» Митрополит Лазарь Митрополит Лазарь
«Роль семьи в духовно – нравственном воспитании. Проблемы семейного воспитания» Т.А.Ильина
«Особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников» Учитель начальных классов Л.И. Пашковская
«Воспитание духовно- нравственной личности одно из направлений деятельности классного руководителя» Ю.Ю.Сирко
«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» Л.И.Тюрина
«Школьный музей –источник духовно-нравственного воспитания» Т.Н.Курганова
Цель и задачи Дать представления об общечеловеческих ценностях, вызвать сопереживание и позитивное отношение к ценностям общества способствовать осмыслению собственных мыслей, чувств и поступков, создание ситуации выбора Организовать практическую деятельность, в результате которой проявится уровень сформированности духовно-нравственных ценностей Результат Воплощение творческих идей, приобретение опыта ценностных программыотношений Смысловая идея Методы и технологии Формы работы организация праздников, проекты, акции конкурсы, волонтерская деятельность Технология Мышления, осмысление- размышление) Технологи коллективно – творческих дел Игровые методики, проектные технологии урок, исследование, тренинги, урок, классный час, программы дополнительного образования экскурсия I ступень «Пробуждение» II ступень «Осмысление и анализ» III ступень «Действие»
Решение педагогического совета 1.Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах. 2.Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах. 3.Одобрить систему работы педагогического коллектива по изучению личности учащихся. 4.Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей. 5.Утвердить программу духовно-нравственного воспитания школьников с г.