И. Кант И.Г. Фихте Ф. Шеллинг Г. Гегель Л. Фейербах К. Маркс и Ф. Энгельс Человек и общество в немецкой классической философии и философии марксизма
Иммануил Кант ( ) Докритический период Гипотеза возникновения Вселенной из пылевого облака Гипотеза приливов и отливов Ограниченность классической метафизики, необходимость нового метода Переворот в философии Если знания должны соответствовать предметам, то упускается возможность существования идеальных объектов, которых нет в природе, но без невозможно познание Если разум создает объекты, без которых невозможно познание, значит, не вещи, а разум диктует природе условия ее необходимости; Разум диктует посредством АПРИОРОНЫХ форм познания, поведения и оценки
Иммануил Кант ( ) Критический период Критика чистого разума Исследование априорых форм чувственности, рассудка и разума. Что я могу знать? Критика практического разума Исследование априорых форм нравственного поведения. Что я должен делать? Критика способности суждения Исследование априорых форм эстетической и целеполагающей способности На что я могу надеяться?
Иммануил Кант ( ) Категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» Человек это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. Относись к человеку как к цели, а не как к средству.
Иоганн Готлиб Фихте ( ) Исходное положение философии - синтез Декартовского «Cogito» с «категорическим императивом» Канта; одновременно и указание за самоочевиднейшую истину, и основное веление совести Этика – добровольное ограничение свободы каждого лица, государство – гарант реализации права. «Моя система – это первая система свободы… моя система освобождает от вещей самих по себе»
Фридрих Вильгельм Шеллинг ( ) Ты смеешь перешагивать овраги, что верующих с думающими всегда разъединяли и для которых мудрецы не видели моста. «Система трансцендентального идеализма» (1800) Абсолют – высший принцип всего существующего, в нем нет различий между природой и сознанием.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Энциклопедия философских наук Науки логики. Философия природы. Философия Духа. «Феноменология духа» «Основания философии права» «Философия истории» «Философия религии» «Лекции по эстетике» «Лекции по истории философии»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Взгляды Гегеля на политику и право: Ступени познания мира (философия духа): субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия). Гражданское общество это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники)». Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности неприемлемо для государства.
Людвиг Андреас Фейербах ( ) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего 1843 Лекции о сущности религии (1851) Подлинная философия – антропология, а не теология. «Гегелевская философия утверждает: что не мыслится, того нет, а новая философия утверждает: чего мы не любим, чего нельзя полюбить, того нет». «Новая философия есть полное, абсолютное, безоговорочное растворение философии в антропологии»
Главный мотив возникновения современной философии – преодоление классической (гегелевской) философии Классическая философия обвинена в идеализме, допущении существования безличного разума, оторванности от реальной жизни Марксизм философия – теория разумного преобразования мира Иррационализм основа мира неразумна и непознаваема постмодернизм философия- отрицание любых познавательных схем, претендующих на абсолютное объяснение экзистенциализм философия – теория человеческого существования Позитивизм наука- сама себе философия Неопозитивизм философия - анализ логически корректного употребления языка
Карл Маркс ( ) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Материалистическое понимание истории Немецкая идеология Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии Анти-Дюринг Диалектика природы Капитал
Карл Маркс ( ) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Материалистическое понимание истории Чтобы выжить, люби вступают в независимые от их сознания производственные отношения; Сознание – предметно и исторически обусловленное явление, отражение бытия людей; Сущность человека – историческая, социокультурная, а не чисто природная; С разделением труда возникает отчуждение человека от природы и собственной жизнедеятельности, которое выражается в институте частной собственности; Отчуждение может быть упразднено только уничтожением частной собственности; Диалектика – учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления.
Проверим себя: 1. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти: а) интуитивно; б) способом доказательств; в) на основе чувственного опыта;г) в первичном ощущении. 2. Для гносеологии Канта справедливо утверждение: а) все наше познание начинается с чувственного опыта; б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом; в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств; г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта. 3. По теории Канта, время и пространство: а) являются вечными реальными атрибутами субстанции; б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту; в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира; г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей. 4. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»: а) привычной формой твоего поведения; б) принципом инстинкта самосохранения; в) общим «естественным» законом; г) примером для подражания других. 5. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он: а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; в) подчинен абстрактному чувству долга; г) связан с гуманными или дружескими чувствами. 6. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью: а) научного познания; б) нравственной философии; в) морального поведения; г) правовых взаимоотношений. 7. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру: а) практический - «незаинтересованный» - синтетический; б) созерцательный - эстетический - практический; в) созерцательный - практический - эстетический; г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический.
Проверим себя: 5. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он: а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; в) подчинен абстрактному чувству долга; г) связан с гуманными или дружескими чувствами. 6. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью: а) научного познания;б) нравственной философии; в) морального поведения;г) правовых взаимоотношений. 7. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру: а) практический - «незаинтересованный» - синтетический; б) созерцательный - эстетический - практический; в) созерцательный - практический - эстетический; г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический. 8. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает: а) величие;б) славу;в) почет;г) бессмертие. 9. По Шеллингу, история может быть определена, как: а) воплощение абсолютной свободы;б) постепенная реализация правового закона; в) проявление необходимости;г) воплощение божественного замысла.
Проверим себя: 10. Гегель считал, что в основе реальности лежит: а) абсолютная идентичность;б) абсолютное бессознательное; в) абсолютная идея;г) абсолютное божество. 11. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является: а) Феноменология духа;б) Энциклопедия философских наук; в) Наука логики;г) История философии. 12. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это: а) бесконечность бесконечного прогресса;б) ряд естественных чисел; в) выражение определенной структуры целого; г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества. 13. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис: а) все, что существует - разумно;б) все, что существует - действительно; в) разумное тождественно действительному;г) все, что разумно - действительно. 14. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика: а) права;б) государства;в) Абсолюта;г) любви.
Проверим себя: 15. Центром мировоззрения К. Маркса считается: а) материалистическое понимание истории;б) категорический императив; в) безосновная воля;г) диалектика абсолютного духа. 16. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: а) сознания;б) производительных сил; в) мирового исторического процесса;г) взаимодействия бога и природы. 17. К законам материалистической диалектики не относится закон: а) единства и борьбы противоположностей; б) тождества материи и сознания; в) перехода количества в качество, и обратно; г) отрицания отрицания.
Домашнее задание § 3, вопросы и задания. Текст на с. 37, вопросы к тексту (устно). § 4 читать и конспектировать. Ответить на вопросы к § 4.