Выполнила: Дуквина Татьяна, ученица 10 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Козловская И.М.
Цель: Исследование истории возникновения русской письменности и реформирования русской азбуки и орфографии. Задачи: Собрать и изучить информацию об истории русской письменности. Создать пособие для учителей и детей в электронном виде. Восполнить пробелы в знаниях исторической грамматики. Создать информационный продукт, который бы помог учащимся и учителям при подготовке к внеклассным мероприятиям по русскому языку, литературе, истории.
Результаты моей работы: Самостоятельно изучила информацию по истории русской письменности. Для этого использовала следующие источники информации: книги, Интернет. Составила книжку «Сборник заданий по истории русской письменности». Создала электронное пособие для учеников и учителей.
П и с ь м е н н о с т ь – одно из самых существенных культурных завоеваний человека.
ВЛАДИМИР I Красное Солнышко 988год, КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ Святые равноапостольные братья
863 (864) – создание Кириллом азбуки, имя которой г л а г о л и ц а.
Последователями славянских просветителей была создана азбука, имя которой к и р и л л и ц а.
На основе к кк кириллицы была создана д дд древнерусская азбука, в которой было буквы: 19 гласных и согласных.
Аз
ӐǮЪҔҮКӐ Ӑ Ҕ В Г Д E Ӂ Ϛ Ǯ И і К Л М Ң Ѻ Ҧ Р Ҫ Ҭ Ѹ Ф Ҳ Ѽ Ц Ү Ш Џ Ъ Ы Ђ Ю Ѥ Ѧ Ѫ Ѩ Ѭ ξ Ψ Ѳ Ѵ
Типы древних рукописных почерков
Реформы Петра I ( ) С оздание гражданского алфавита – «гражданки», «гражданицы». Б уквы были приближены к латинскому начертанию. У становление прописных и строчных букв.
Положительные стороны реформы: Б ыли изъяты дублетные буквы: Ѡ (омега), Ө(фита). В ведены буквы «Э» и «Я» оборотные. Б уквы перестали обозначать цифры. Н ачертание букв стало проще.
Отрицательные стороны реформы: А збучные наименования, первоначально имеющие конкретное значение, превратились в буквы. А збука перестала быть Посланием, которое поучало жителей Руси, наставляло их на верный путь. П осле ряда реформ азбука превратилась в алфавит. Вследствие этого процесс обучения усложнился, несмотря на упрощение названий букв.
Реформы в XIX, XX веке
Предлагалось: О тказаться от ъ (ера) после согласных в конце слов (писали сынъ, мужъ, камышъ). О тказаться от написания в окончаниях прилагательных –аго\яго ( вместо добраго, третьяго – доброго, третьего). Р азличать окончания прилагательных мужского, женского и среднего родов (добрые мальчики, но добрыя девочки, добрыя дети).
Положительные стороны реформы: Р усское письмо избавилось от всего устаревшего, отжившего, искусственного, не связанного с фактами языка. П ечать стала более экономичной: до реформы в России печаталось около 8,5 миллионов страниц, как бы состоящих из одних ъ (еров).
Отрицательные стороны реформы: Р еформа графики и орфографии означала, прежде всего, разрыв с традицией славянского письма. О казывала значительные влияние на самосознание русского человека. Сакральный смысл русской азбуки был утерян.
В 1956 –принят проект « «« «Правила русской орфографии и пунктуации».
Веди Глаголь ДоброЕсть Живете Зело Земля Иже Ижеи Како Люди Мыслете Наш Он Покой Рцы СловоТвердоУкЦыЧервь