Конкурс «Учитель года Сочи – 2013» Семендяева Виктория Владимировна Учитель МОУ гимназии 76 г. Сочи
Моя миссия как учителяМоя миссия как учителя русского языка и литературырусского языка и литературы Пробудить, обеспечить совместный рост всех главных сил человека – физических, эмоциональных, нравственных, умственных, эстетических. Сформировать все устои человека.
Мои педагогические принципы Развитие детских талантов путём привлечения детей к занятиям в кружках по интересам Обучение культуре поведения на основе управления собой Уход от соревнования как метода организации работы класса Формула ненасильственного воспитания Сплочение детского коллектива, устранение нездорового соперничества и стремления к лидерству
Эпиграф Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая. Д.С. Данин
Каковы возможности технологии РКМЧП при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения? Основополагающий вопрос
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Используется в 29-ти странах мира. Технология развития критического мышления Историческая справка
Библиотека Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Методы активного чтения: медленное чтение; чтение с остановками; «погружение» в текст. Методы технологии
Технологическая карта урока Осмысление (активное чтение, слушание) Рефлексия (анализ, творческая интерпретация) Вызов (активизация, мотивация, инвентаризация)
Приемы технологии СТАДИЯ ВЫЗОВА: «Мозговой штурм» «Письмо по кругу» Кластер «Толстые» и «тонкие» вопросы
Кластер
Это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: «Почему…?» «Согласны ли вы…?» «Верно ли…?» « Толстые » вопросы
Это вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана: «Кто?» «Что?» «Когда?» и др. «Тонкие» вопросы
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ: Таблица «Плюс - минус - интересно» Двухчастный (трехчастный) дневник Составление схем, таблиц «Месиво проблем» «Идеал» «Ручка на середине стола» Маркировка текста «ИНСЕРТ» Приемы технологии
«V» – знаю «?» – непонятно, хочу узнать больше «+» – согласен «!» - это главное «-» - вызывает сомнения Инсерт
Приемы технологии СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ: Дискуссия Эссе Кластер Синквейн
Синквейн Первая строка - одно ключевое слово - существительное (тема); вторая строка - два определения – прилагательных к нему, заключающих существенные признаки; третья строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом; четвёртая строка - предложение из 4-х слов, в которых объяснена суть ключевого слова; пятая строка – метафора* (одиночное существительное) к ключевому слову.
Схема синквейна ___1___ ___1______2___ ___1______2______3____ ___1______2______3______4___ ___1___
Алгоритм выполнения задания «С» Выявление темы предложенного текста и формулировка основной проблемы предложенного текста (ТЕМА – ВОПРОС – ПРОБЛЕМА) - кластер. Определение позиции автора по отношению к этой проблеме - создание «корзины» «прямых» и «скрытых» вопросов. Выражение собственного отношения к поставленной проблеме - синквейн.
Преимущества технологии РКМЧП Развитие логического мышления Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности Реализация принципов ЛОО Формирование коммуникативной компетенции Повышение качества обучения
Имитационная игра Девиз Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цели игры: - проанализировать текст, используя приёмы технологии РКМЧП - создать сочинение-рассуждение в режиме on-line
1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом. (3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью. (8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». (10) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13) Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15) И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную. (16) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И. Кабыш)
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Вступление Формулировка одной из проблем исходного текста Комментарии к сформулированной проблеме Формулировка позиции автора Аргументы «за» или «против» авторской позиции Заключение
Спасибо за внимание!