Тема: Электрические явления- перекресток физики и химии. Интегрированный урок. Учитель физики Пигарёва С.Г. Учитель химии Великотнова Л.Б. МОУ «СОШ1» г. Астрахань
Цели урока: Сформировать единое представление об электричестве, полученное на уроках физики и химии вокруг основополагающих понятий этих наук. Обобщить знания о причинах возникновения электричества; видах проводников. Установить зависимость между электропроводностью веществ и их химическим строением. Раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации. Продолжать формировать естественнонаучные знания об окружающем мире, а также показать возможности использования химического действия электрического тока на практике.
Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Девид Хевеши
Фалес (VII-VI век до н.э.) янтарное веретено У. Гильберт ( ) драгоценные камни и стекло Притягивают пылинки, шерстинки Электризация (янтарь- электрон) соприкосновение через влияние Электризуются оба тела q СИ: 1 Кл (Кулон) q=0 тело нейтрально q0 тело заряжено ++ --
« Так как внутреннее строение тел выведывает главным образом химия, то без нее труден, даже невозможен доступ к их глубинам и тем самым к раскрытию истиной причины электричества …»
вещества по проводимости проводники это вещества, которые проводят электрический ток есть свободные заряды диэлектрики это вещества, которые не проводят электрический ток нет свободных зарядов
Строение атомов металлов +11 Li Be Na Mg
Атомы металлов имеют: 1) на внешнем энергетическом уровне небольшое количество ē 2) большой атомный радиус 3)низкое значение энергии ионизации
Металлическая кристаллическая решетка Металлическая связь –это связь, образующаяся между ионами и электронами в результате электростатического притяжения.
Строение металлов
Следовательно, металлы состоят из положительно заряженных ионов, которые участвуют в тепловом движении, и свободных электронов, которые могут перемещаться по всему проводнику.
Проводники второго рода (электролиты) K + Cl - ; Na + OH - ; H 2 + SO 4 2- ; Cu 2+ Cl 2 - ; H + NO 3 - и т.д.
вопросыпроводники металлырастворы Носители зарядаэлектроны(+) и (-) ионы В водном растворе источника обнаружены следующие ионы:K + ; Na + ; Cl - ; SO 4 2- ; OH -.При растворении каких веществ они могли образоваться. Напишите формулы. Зависимость электропроводности от температуры Зависимость сопротивления от температуры Вольт-амперная характеристика Перенос ионов внутри вещества.
вопросыпроводники металлырастворы Носители зарядаэлектроны(+) и (-) ионы В водном растворе источника обнаружены следующие ионы:K + ; Na + ; Cl - ; SO 4 2- ; OH -.При растворении каких веществ они могли образоваться. Напишите формулы. K + Cl - ; K + OH - ; K 2 + SO 4 2- ; Na + Cl - ; Na + OH - ; Na 2 + SO 4 2- Зависимость электропроводности от температуры С увеличением температуры электропроводность уменьшается Электропроводность не зависит от температуры
Зависимость сопротивления от температуры Обладает сопротивлением, которое увеличивается с увеличением температуры Обладает сопротивлением, которое при увеличении температуры уменьшается Вольт-амперная характеристика линейная, ток появляется с возникновением напряжения линейная, ток возникает при некотором значении напряжения отличным от нуля. Перенос ионов внутри вещества. Б ез переноса ионовСопровождается переносом ионов
Домашнее задание 1.Что можно сказать об электропроводности : А) кристаллических веществ: KCl ; C 6 H 12 O 6 ; AlCl 3 ; ZnCl 2 Б) жидкостей:HNO 3 ; C 6 H 14 В) растворов указанных кристаллических веществ. Параграф 35 Распределить вещества в порядке возрастания по степени электропроводности: алюминий, графит, железо, золото, медь, нихром, свинец, фарфор, янтарь. Определите, к какому виду веществ (по проводимости) они относятся.