Тема. Познавательные процессы в условиях профильного обучения.
Цели: 1. Познакомить с основными познавательными процессами. 2. Развивать представления о роли познавательных процессов при выборе профессии. 3. Формировать психологическую культуру. Задача: сформировать представления у учащихся о видах познавательных процессах, влияющих на успешность выбранной профессиональной деятельности.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Ощущения – основные внешние признаки предметов – состояние внутренних органов – рецепторов, воспринимающих раздражения – проводящих центростремительных нервных путей – центральных корковых отделов анализаторов Отражают С физиологической точки зрения представляют деятельность
Анатомо-физиологическое представление ощущений Виды (модальность) ощущений Чувствительный органКачества ощущений ЗрениеСетчаткаЯркость, контраст, движение, величина, цвет СлухУлиткаВысота, тембр РавновесиеВестибулярный органСила тяжести, вращение ОсязаниеКожаДавление, вибрация ВкусЯзыкСладкий и кислый, горький и солёный ОбоняниеОбонятельные нервыЦветочный, фруктовый, мускусный, пикантный запахи
Свойства ощущений Адаптация Контраст Последовательные образы Сенсибилизация Пороги ощущений
Виды ощущений Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, тактильные Ощущения боли, равновесия, ускорения Мышечно-двигательные
Особенности восприятия Свойства Физические характеристики Избирательность Предметность Апперцепция (прежний опыт) Осмысленность Константность Целостность Форма Воздушная перспектива Линейная перспектива Удалённость Глубина Величина Объёмность Пространство
Свойства внимания Концентрация Избирательность Распределение Объём Интенсивность Устойчивость Отвлекаемость
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал, переживал. ЗапоминаниеУзнаваниеВоспроизведениеСохранение Наглядно- образная ЭмоциональнаяДвигательная Словесно- логическая МеханическаяЛогическая
Типы и подтипы профессий Социономические профессии: Медицинское обслуживание Воспитание и обучение Бытовое обслуживание Информационное обслуживание Защита общества и государства 2. Технономические профессии: Создание, монтаж, сборка технических устройств Эксплуатация технических средств Ремонт технических устройств 3. Биономические профессии: Изучение, исследование и анализ жизни растений, животных Уход за растениями, животными Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболеваний 4. Сигнономические профессии: Тексты на родном и иностранных языках Цифры, формулы, таблицы Чертежи, карты, схемы Звуковые сигналы 5. Артономические профессии: Создание, проектирование моделирование художественных произведений Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре Воспроизведение, копирование, размножение, художественных произведений массово
Профессии по используемым орудиям труда П Преобразовательные Г Гностические И Изыскательские РРучной ММеханизированный ААвтоматизированный ФФункциональный Группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку Б Бытовые условия труда ОРабота на открытом воздухе ННеобычные условия труда с наличием фактора вредности МОсобые требования профессии к моральным качествам субъекта труда
Составить формулу своей будущей профессии. Например: Профессия учитель – С (социономическая)- С (сигнономическая)- П (преобразовательная) –Г (гностическая) –И (исследовательская) – Р (ручной) – Ф (функциональный) – Б (бытовые) –Н (необычные) – М ( особые требования к моральным качествам субъекта труда) МНБ ФР ИГП СС
Рассмотреть классификацию познавательных процессов и выбрать те, которые необходимо развивать на профильном уровне в соответствие с выбором будущей профессии. Заполнить пирамиду.