Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
«Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим». Н.М. Карамзин
Цели и задачи учебного курса: Теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи; Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; Практические: совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни
Содержание курса Стилистические ресурсы русского языка Культура речи Слово – основная единица языка Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство Виды речи Выразительные средства языка Культура произношения Искусство и культура общения Строение текста Определение функционального стиля текста Особенности стилей языка
Применяемые технологии: технология исследовательской деятельности учащихся технология проблемного обучения информационные технологии
Ожидаемые результаты курса по выбору совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; определять авторскую позицию; выражать собственное мнение по заявленной проблеме; подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь: Правильно подбирать лексические понятия; Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки Для контроля уровня достижений обучающихся используются: наблюдение за активностью на занятиях; результаты выполнения предложенных заданий; анализ промежуточных творческих работ; создание собственных проектов.
Формы и методы проведения курса МетодыПриемы 1. Ознакомление с новой темой и проблемами, с ней связанными, с новыми лексическими единицами - объяснение; - прослушивание и запись материала занятий; - самостоятельное чтение материала и его изучение; - работа с лексикой. 2. Тренировка - ответы на вопросы; - поиск ответов на вопросы в тексте; - чтение и анализ текстов; - выполнение упражнений на закрепление новых терминов 3. Практика - обсуждение темы/проблемы в парах, группе; - выполнение тестов (устно, письменно); - сочинении - рассуждения на лингвистическую, художественную темы