Промышленная логистика Концепция управления качеством. Сертификация продукции
2 Управление качеством проекта Качество – это наилучшее удовлетворение требований и ожиданий потребителя Различают два аспекта качества 1. Качество результатов 2. Качество персонала и процессов. Качественный продукт может производиться только в качественных организациях
3 Эволюция концепции качества В развитии концепции качества можно выделить три периода 1. Контроль качества (Quality Control). Сервис основан на выявлении дефектов. Упор делается на первом аспекте качества 2. Утверждение качества (Quality Assurance). 100% удовлетворение потребителей качеством товаров и услуг. Упор делается на втором аспекте качества
4 Эволюция концепции качества 3. Всеобщий контроль качества (Total Quality Management TQM). Качество является средством достижения конкурентных преимуществ. На улучшение качества должны быть направлены усилия менеджеров, работников, потребителей и поставщиков
5 Управление качеством проекта Основы TQM были заложены работами по статистическому контролю производственных процессов (начаты в 1911 г. Фредериком Тейлором в «Принципах научного менеджмента»)
6 Управление качеством проекта Эдвард Деминг первоначально не привлёк внимания к идеям TQM в США, которые до войны и некоторое время после неё не имели серьёзных конкурентов. В конце 40 х годов лидеры японской промышленности решили, что ключевым элементом конкурентной борьбы является качество. Они пригласили Деминга в Японию, где он развивал свои идеи
7 Управление качеством проекта Цикл Деминга включает следующие этапы: 1. План. Выявить потребности рынка и разработать продукт их удовлетворяющий 2. Производство продукта 3. Контроль. Выявить удовлетворяет ли продукт предъявляемым требованиям 4. Маркетинг 5. Анализ. Как продукт воспринят на рынке
8 Управление качеством проекта Деминг так же сформулировал: 14 правил успешного бизнеса 7 смертельных болезней бизнеса В 80 х годах американцы признали достижения японской промышленности и идеи TQM
9 Управление качеством проекта Джозеф Юран руководит институтом Юрана – мировым лидером в области обучения, исследований и консультирования в области TQM. Он сформулировал три основных шага к прогрессу, 10 шагов улучшения качества, принцип Парето и трилогию Юрана
10 Управление качеством проекта Три основных шага к достижению мирового уровня: 1. Достижение непрерывных структурных улучшений, одержимость и опережающее развитие 2. Осуществление программ повышения квалификации 3. Активное участие руководства
11 Управление качеством проекта Принцип Парето: Большинство проблем обусловлено одними и теми же причинами (80% проблем обусловлены 20% причин) Трилогия Юрана: Улучшение качества Контроль качества Планирование качества
12 Управление качеством проекта Филипп Кроссби: 1. Концепция отсутствия дефектов 2. Вакцина качества шагов улучшения качества
13 Структура TQM Направленность на потребителя Принципы TQM Процессы Постоянное улучшение качества Персонал Культура качества Методы TQM
14 Методы TQM 1. Диаграммы причин-следствий (диаграммы Ишикавы) 2. Just-in-time manufacturing – поставки точно в срок 3. Статистический контроль процессов 4. Усвоение лучшего опыта (benchmarking) 5. Концепция «6 сигма» (6 ) 6. Функциональное развёртывание качества (Quality Function Deployment)
15 Основополагающие принципы TQM Качество – элемент системы, а не отдельная функция Качество диктует потребитель Адресная ответственность за качество Реальное повышение качества основано на новых технологиях Улучшение качества можно достичь только общими усилиями Контролировать процесс эффективнее, чем результат (продукцию) Политика качества должна быть частью общей политики предприятия
16 Основные положения концепции TQM 1. Основополагающая роль руководства 2. Основное внимание клиентам 3. Стратегическое планирование. Должны планироваться не только конкретные производственно-хозяйственные цели, но и удовлетворённость потребителей, положительный имидж компании, престиж торговой марки и т.д.
17 Основные положения концепции TQM 4. Вовлечение всего персонала, делегация полномочий, контроль и взаимный контроль 5. Подготовка персонала. Оценка эффективности обучения 6. Мотивация 7. Адекватная реакция на постоянно меняющиеся и усложняющиеся ожидания потребителей. Планирование качества
18 Основные положения концепции TQM 8. Управление качеством процесса – основа TQM 9. Качество поставщиков. Организация контроля качества сырья 10. Информационная система поддержки качества 11. Усвоение лучшего опыта 12. Оценка эффективности работы системы управления качеством
19 Стандарты качества серии ИСО-9000 Стандарты качества серии ИСО-9000 – это ряд международных документов, разработанных Техническим комитетом 176 ISO Серия ИСО-9000 состоит из 5 групп документов, трёх базовых: ИСО ИСО-9003 и двух дополнительных: ИСО ИСО-9004
20 Стандарты качества серии ИСО-9000 ИСО-9001 – модель для утверждения качества в проектировании, подготовке производства, установке и сервисе ИСО-9002 – модель для утверждения качества в производстве, установке и сервисе (покрывает ИСО-9001 за исключением двух последних пунктов) ИСО-9003 – модель для утверждения качества в конечном контроле и тестировании
21 Стандарты качества серии ИСО-9000 ИСО-9000 и ИСО-9004 – это руководства, содержащие инструктивные материалы Компании, стремящиеся расширить свои рынки, особенно на международной арене, проходят добровольную сертификацию на соответствие стандарту ИСО-9000 Сертификацию проводит независимая организация
22 Управление качеством проекта Существуют и другие системы сертификации качества: Malcolm Baldrige Award (MBA) European Quality Award (EQA) Deming Prize
23 Документация системы качества Руководство по качеству Описывает систему качества в целом Методологические инструкции Рабочие и контрольные инструкции Описывают отдельные комплексные технологические процессы Нормативная документация и техническая литература
24 Сертификация продукции Является обязательным требованием со стороны государства Государственная система сертификации в России действует под руководством Госстандарта. Она соответствует правилам ИСО Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным престандартам
25 Сертификация продукции Основные схемы сертификации: 1. Проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью её качества 2. То же, что и п.1 и дополнительно предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества
26 Сертификация продукции По согласованию с органом сертификации могут быть использованы и другие схемы Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах) аккредитованных и признанных Госстандартом России
27 Организационная структура системы сертификации России Госстандарт Региональные и др. органы сертификации Изготовители и поставщики продукции Аккредитованные испытательные лаборатории
28