Медиаобразование Синельникова Л.Н., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языкознания коммуникативных технологий
Медиа – самостоятельная индустрия, обеспечивающая быструю передачу и массовое тиражирование информации и формирующая общественное мнение
СМИ информируют, контролируют и трансформируют общественное сознание, служат самоутверждению,
СМИ воспитывают, эмоционально нагружают или разгружают,
СМИ формируют эстетический вкус, поставляют массовые стереотипы, приучают к упрощённым моделям поведения,
СМИ убеждают, разубеждают, переубеждают, внушают, создают мифы и иллюзии, утверждают и развенчивают имиджи, определяют характер языкового существования.
Медиавоздействие – социально значимый когнитивный фактор Они формируют мир ценностей, нередко заменяющих действительность. Мы принимаем мир таким, каким нам его преподносят СМИ.
Ложь и правда, добро и зло микшируются, становятся плохо различимыми и зависимыми от того, что скажут по телевизору События запоминаются и оцениваются сквозь призму тех установок, которую предлагают СМИ. Медиавоздействие – социально значимый когнитивный фактор
Свобода самовыражения и право на получение информации и опасения относительно негативного воздействия на сознание
Медиаобразовательная политика – политика формирования медиакомпетентной личности, управление этим процессом Подготовка школьников к жизни в информационном пространстве. Учить находить, готовить, передавать и принимать информацию
Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации ( прессы, кино, ТВ, радио, видео, интернета ).
Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать её, осознавать последствия воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных способов коммуникации с помощью технических средств.
Медиакомпетентная личность: обладает информацией о происходящих событиях, умеет её оценить, интерпретировать, проявляет медиаактивность
Интеграция учебных курсов с медиаинформацией
Цель: находить точки соприкосновения ( пересечения ) учебного предмета и информационных потоков ;
Цель: ставить медиаобразовательные задачи, соответствующие конкретному учебному материалу : O подбор информации по теме из доступных ученику источников ; O ознакомление с телепрограммой с последующим составлением анонсов передач ; O предложение собственной видеопродукции ; O составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой - нибудь теме ; O составление заданий к телесюжетам ; O составление сценарного плана видеосюжета ; O изложение медиаинформации в предложенном учителем жанре ; O мена адресата медиаинформации ( родители, младшие дети, учителя, ровесники и т. д.); O комментарий к медиаинформации ; O изложение информации в табличной и других формах.
Медиаобразовательная активность Филология - работа с текстом : выявление смысла, текста и подтекста, основного и второстепенного, соотношения жизненной правды и художественного вымысла.
Медиаобразовательная активность История : проблемы массовой культуры, информационных революций, толкования событий и фактов.
Медиаобразовательная активность Информатика : получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.
Медиаобразовательная активность Другие учебные курсы : например, география – ознакомиться с сообщением, найти на карте мира ( где происходят рассказанные события ). Культура речи, культура общения и проч.
Критическое мышление как средство информационной защиты и как источник для самовыражения
Основная цель – убрать социальную инфантильность через критическое отношение к получаемой информации. Умение интерпретировать информацию, понимать её суть, цель, адресную направленность, принимать личностную позицию.
Систематизировать информацию по заданным признакам. Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно. Трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, носитель и т. д. Аргументировать высказывания.
Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки зрения. Отделять главное от информационного « шума ». Уметь защищаться от манипулирования.
А также утвердить внимание к формам коммуникации, к умению понимать назначение выразительных средств в СМИ и научить их применению в собственном коммуникативном поведении, с тем чтобы убрать коммуникативные трудности.