Доклад «Использование дополнительной литературы при изучении модуля «Светская этика» курса ОРКСЭ» Учитель начальных классов первой квалификационной категории Гуляева О.Б.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
РАЗДЕЛ I НРАВСТВЕННЫЕ КОРНИ ТЕМА 1. ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ ТЕМА 2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЧУВСТВИЕ ТЕМА 3. ВЕЖЛИВОСТЬ И СКРОМНОСТЬ ТЕМА 4. УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДРУЖБА ТЕМА 5. ПОРЯДОЧНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.
РАЗДЕЛ II НАШИ ТРАДИЦИИ ТЕМА 1. ТРАДИЦИИ НАШЕЙ СЕМЬИ ТЕМА 2. ТРАДИЦИИ НАШЕГО КЛАССА ТЕМА 3. ТРАДИЦИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ
Содержание данной книги: Уважение; Ответственность; Честность; Смелость; Трудолюбие; Доброта; Сострадание; Надежность; Преданность; Гражданственность.
Урок 1. Россия- наша Родина. Вырщиков А. Патриотизм на службе России / А. Вырщиков.// Воспитание школьников С Что такое любовь к Родине? Где начало патриотизма, его истоки? Кого считают патриотом? Каледин В. Растим патриотов/ В.Каледин. // ОБЖ С Воспитание патриотизма. Михалков С. Моя Родина-Россия / С. Михалков. - М.: ОЛМА- Пресс, с.- (Моя страна). Эта книга поведает вам о богатейшей истории России, о вели- кой культуре и уникальной природе. Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала»/Е.В. Попова. //Литература в школе С Семенова М. Мы – славяне!/ М. Семенова. – СПб.: Азбука-Терра, с.
Урок 2. Что такое светская этика». Дятлова Г.Н. Школа вежливых наук: Цикл занятий по этике для младших школьников/Г.Н. Дятлова. //Книжки, нотки… С Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М. : Издательская корпорация «Логос», С.218. Что такое этика? Краткая философская энциклопедия.- М.: «Прогресс»- «Энциклопедия, С.545. Что такое этика, кто был основателем этики?
Уроки 3,4,11,15.Культура и мораль. Особенности морали. Моральный долг. Что значит быть моральным. Губин В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия/ В.Д. Губин. - М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ- ЛТД», с. О проблемах философской мысли, отношениях человека и мира, общества, культуры, истории. Золотухина - Аболина Е.В. Страна Философия (книга для школьников)/ Е.В. Золотухина - Аболина. - Ростов - на- Дону:Феникс, С.87, 93, 133, 227,240. Моральный человек, моральный поступок, моральный долг. Человек в мире культуры, культурная личность. Краткая философская энциклопедия. - М.: «Прогресс»- - «Энциклопедия», С.143, 275 Что такое мораль, моральный долг? Виды морали, моральность, моральный принцип.
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. В.Г. Белинский