Автор: Змеева Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ «СОШ 73» города Саратова
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности
План изучения новой темы: 1.Особенности русской культуры XII-XIII вв 2. Образование и наука 3. Литература 4. Архитектура 5. Иконопись
Особенности культуры XII-XIII вв. Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Крупные политические центры: Великий Новгород Псков Владимир-на-Клязьме Галич. Отличительные черты развития культуры: Стр. 127 учебника Новгород и Псков Владимиро- Суздальская земля Новгород и Псков В культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения. Владимиро- Суздальская Русь Это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
Образование и наука Центрами науки и образования в XII-XIIIвв. были города и монастыри. ПОЧЕМУ ? КАКОЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ПИСЬМА ? Рисунки мальчика Онифима на берестяных грамотах. Что нарисовал Онифим?
Накоплению научных знаний способствовало: (1 и 3 группы) 1) Торговые связи 2) Путешествия (паломничество) 3) Наблюдения за природными явлениями 4) Летописание 5) Производственная деятельность Научные знания применялись в: ( 2 и 4 группы) 1) Земледелие 2) Ремесленная деятельность 3) Архитектура 4) Живопись 5) Врачевание
Литература Жанры: 1) ЛЕТОПИСЬ 2) ПОУЧЕНИЕ 3) СЛОВО 4) МОЛЕНИЕ
Ответить на вопросы к источнику. Составить 2 дополнительных вопроса. 1 группа Из «Поучения детям» Владимира Мономаха 3 группа Изречения из сборника «Пчела» 2 группа Из «Слова о полку Игореве» 4 группа Из «Моления» Даниила Заточника
Архитектура В чем различие? Что общего? Новгород Владимиро- Суздальская земля
Устройство православного крестово-купольного храма
Покрова на Нерли. Андрей Боголюбский.
Успенский собор во Владимире. Андрей Боголюбский.
Дмитровский собор. Всеволод Большое Гнездо.
Золотые ворота во Владимире. Андрей Боголюбский.
Дворец Андрея в Боголюбове.
Церковь Святого Георгия в Ладоге.
Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде.
Архитектура Новгородская земля Скромность убранства, небольшие размеры церквей Кирпич Владимиро-Суздальская Пышность убранства, торжественность Белый камень известняк, каменная резьба В основе – крестово-купольный храм. Гармоничное сочетание с красотой природы.
Иконопись. Русская иконопись в XII-XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии художники. В начале XIII в. после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи приток художников из-за рубежа на Русь прекратился. Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.
Дмитрий Солунский. Икона 12 века.
Спас Нерукотворный. Новгородская школа. XII в.
Ангел Златые Власы. XII в. Новгородская школа
Успение. Новгородская школа. Первая половина XIII в
В чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры? Текст учебника, страница 135.
Выводы 1.В период политической раздробленности русская культура переживала подъем. 2.Русский народ не утратил своего культурного единства. 3.Сложились местные культурные традиции (архитектура, живопись) 4.Губительные последствия татаро- монгольского нашествия
Оцените свое понимание темы и участие в уроке. Понимание темы Участие в уроке Я узнал (а)Я научился (лась) Я хочу узнать
Выполни тест: 1. Особенность древнерусской культуры периода раздробленности: А) складываются культурные особенности отдельных земель Б) упадок культуры в Новгородской земле В) взлет культуры после нашествия Батыя Г) все ответы верные 2. Какое название здесь лишнее и почему? А) «Поучение» детям Владимира Мономаха Б) «Повесть временных лет» В) «Слово о полку Игореве» Г) «Моление» Даниила Заточника 3. Укажите лишнее и объясните свой выбор: А) Успенский собор во Владимире Б) церковь Покрова на Нерли В) Софийский собор в Новгороде Г) церковь Спаса на Нередице
Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе по параграфам 9-16.