Форум "Формирование системы общечеловеческих ценностей школьников методами курсов духовно-моральной направленности" Доклад на тему: «Православная культура – составляющая общечеловеческих и духовных ценностей у учеников» Протоиерей Александр Макаров Святогорская Лавра мая 2013 г.
План: 1) Особености понятий культура и православная культура; культура; 2) Краткий экскурс в историю культуры Святой Руси; Руси; 3) Яркие представители православной педагогики; 4) Православная культура и общечеловеческие ценности; ценности; 5) Реальные современные шаги сотрудничества Церкви и системы образования Украины; Церкви и системы образования Украины;
Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (Большой энциклопедический словарь) Существует более 500 определений понятия «культура». Самое распространенное:
Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка»Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» Иван Ильин. Книга «Основы христианской культуры».
1. Дух христианства есть дух овнутренения. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Нравственное состояние человека ценится не по его материальным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему состоянию души и сердца человека, его переживающего. Так, произведение искусства художественно не тогда, когда эффектна и оригинальна его эстетическая материя, но тогда, когда оно верно своему сокровенному, духовному предмету. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа: христианскую культуру может творить только христиански укрепленная душа. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа: христианскую культуру может творить только христиански укрепленная душа.
2. Дух христианства есть дух любви. Бог есть любовь ( 1 Иоан. 4, 8). ( 1 Иоан. 4, 8). Мысль, движимая любовью, становится силою разума, прилепляется к познаваемому предмету и дает настоящее знание. Воля, рожденная из любви, становится совестною, благородною волею и оказывается источником настоящих христиански-героических поступков. Воображение теряет свой холод, перестает быть праздной и безразличной игрой, загорается духовным огнем, и начинает воистину видеть и творить. А земная похоть, в просторечии именуемая любовью, не заслуживает этого имени; но, проникнутая любовью, она перестает быть элементарною, страстною одержимостью и начинает осуществлять законы духа. Мысль, движимая любовью, становится силою разума, прилепляется к познаваемому предмету и дает настоящее знание. Воля, рожденная из любви, становится совестною, благородною волею и оказывается источником настоящих христиански-героических поступков. Воображение теряет свой холод, перестает быть праздной и безразличной игрой, загорается духовным огнем, и начинает воистину видеть и творить. А земная похоть, в просторечии именуемая любовью, не заслуживает этого имени; но, проникнутая любовью, она перестает быть элементарною, страстною одержимостью и начинает осуществлять законы духа. Вот почему христианин не верит в культуру без любви. Любовь к Богу есть для него источник веры. Вот почему христианин не верит в культуру без любви. Любовь к Богу есть для него источник веры.
3. Далее, дух христианства есть дух созерцания; он учит нас смотреть в чувственно невидимое (2 Кор. 4, 18) и обещает нам, что чистые сердцем, живущие в мире и святости увидят Господа лицом к лицу (Мф. 5, 8). Согласно этому, у человека имеется особая, невынудимая сила духовного, сердечного созерцания, которой дано видеть Бога и узнавать все божественное в мире. Эту силу созерцания христианство даровало и завещало всей человеческой культуре. Именно ею добываются высшие, благодатные синтезы в науке; именно она творит всякое истинно- художественное искусство; Сама же по себе она есть не что иное, как молитвенное обращение к Богу. И потому мы можем сказать: христианство завещало людям строить культуру, исходя из молитвенного созерцания и пребывая в нем.
4. Далее, дух христианства есть дух живого творческого содержания, а не формы, не отвлеченных мерил и не ветхой буквы (Римл. 7, 6.). Не в том смысле, чтобы вовсе не ценилось начало формы, т.е. предела, закона, свершения и завершенности; но в том смысле, что отметается начало пустой, отвлеченной, самодовлеющей формы, лишенной насыщающего ее и освящающего ее содержания. Не в том смысле, чтобы вовсе не ценилось начало формы, т.е. предела, закона, свершения и завершенности; но в том смысле, что отметается начало пустой, отвлеченной, самодовлеющей формы, лишенной насыщающего ее и освящающего ее содержания. Христианин ищет не пустой формы, а наполненной; он жаждет формы, рожденной из глубокого духовно насыщенного содержания. Он ищет искренней формы. Он хочет быть, а не казаться.
5. Дух христианства есть дух совершенствования. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48). Это не значит, что христианин считает себя совершенным или по крайней мере близким к совершенству существом, вопреки всякому трезвению и смирению. Но это значит, что христианин имеет перед своим духовным взором Божие совершенство, которым он и измеряет все житейские дела и жизненные обстояния. Христианин не только созерцает Совершенство, но и себе вменяет в обязанность совершенствование: отсюда у него живой опыт греха и чувство собственной недостойности; Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния; дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига. Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния; дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, составители славянской азбуки (IX в.) Краткий экскурс в историю культуры Святой Руси:
Православная культура на Руси официально начала развиваться с 988 г.
И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжноеИ поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное (Повесть Временных лет, XII в.) …А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли… (Стоглав, 1551)
Пересопницкое Евангелие рукописный памятник искусства XVI века, написанный на позднем западно-украинском диалекте древнерусского языка, один из первых таких переводов Евангелия. Создано в годах сыном протопопа Михаилом Василевичем и архимандритом Пречистенского монастыря Григорием, которые начали работу в с. Дворце (ныне Хмельницкая область), а завершили в Пересопнице (ныне Ровненская область). Заказала книгу княгиня Анастасия Заславская (ур. Гольшанская) В 2001 и 2008 напечатаны факсимильные издания
1884 г. – созданы церковноприходские школы. Сюда приводили детей 6-7 лет для обучения сроком на 3 года с целью «распространять в народе образование в духе православной веры Церкви». Изучали Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметику. Для сельской местности это было первое и единственное учебное заведение.
В чем состоит цель нашей жизни? Каково наше значение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?. (Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Соч., т. I, Киев C ) В статье "Быть и казаться" Пирогов Николай Иванович указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. "Скажите, спрашивает он, что выше, святее духовного сближения с этим Божьим, чудным детским миром? О, если бы все родители и педагоги по призванию вошли в этот таинственно-священный храм еще девственной души человека: сколько нового и неразгаданного еще узнали бы они. Как обновились бы! Как поумнели бы сами!"
Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнутаВообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985)
Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов- Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник. Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов- Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник. На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения Сергей Александрович Рачинский
В девять часов вечера при непременном присутствии Сергея Александровича читали вечерние молитвы. В субботу и предпраздничные дни уроки оканчивались в двенадцать часов дня. После обеда производилась общая уборка здания школы, а потом ученики шли в баню и, вернувшись, все вместе пили чай. После чая сам Рачинский читал и объяснял очередное воскресное или праздничное Евангелие
РЕЗУЛЬТАТ. Знаменитые ученики школы Рачинского: Богданов-Бельский Николай – художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Никонов Тит художник-портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Петерсон Иван художник, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Богданов Иван инфекционист, доктор медицинских наук, член- корреспондент АМН СССР. Васильев Александр - протоиерей, духовник царской семьи, пастырь- трезвенник, патриот-монархист. Синёв Николай - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, в заместитель председателя государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, лауреат Сталинских и Государственных премий (1943, 1951, 1953, 1967). Третьяков Николай - преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.
Некоторые из общих человеческих ценностей: - Семья (любовь родителей и детей, понятия «мать» и «отец») Некоторые из общих человеческих ценностей: - Семья (любовь родителей и детей, понятия «мать» и «отец») - Отечество (любовь и бережное отношение к родной земле) - Уважение к людям (почтительное отношение) - Здоровье и здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, курения, - Отечество (любовь и бережное отношение к родной земле) - Уважение к людям (почтительное отношение) - Здоровье и здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, курения, алкоголя, физическая культура) - Искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) алкоголя, физическая культура) - Искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) - Знание (развитие интеллекта на пользу обществу) - Дружба (стремление к добрым отношениям и взаимопомощи) - Знание (развитие интеллекта на пользу обществу) - Дружба (стремление к добрым отношениям и взаимопомощи)
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:36-40) (Матф.22:36-40)
Православная вера обогащает духовными идеями разные сферы нашей культуры.
Живопись: Павел Рыженков. Победа Пересвета
Кинематограф и музыка
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Для укрепления нравственности и духовности учащихся, важно воспитать у них исторически свойственное нам христианское мировозрение и я-концепцию.
Грех – греч. «промах» или «непопадание в цель». Грех есть несоответствие человека цели своего существования... "Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)
Управление образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкая епархия Украинской Православной Церкви заключили Договор об объединении усилий в сфере образования для осуществления Проекта "Формирование ключевых компетентностей личности на основе библейской истории и христианских ценностей". (2012 г) Управление образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкая епархия Украинской Православной Церкви заключили Договор об объединении усилий в сфере образования для осуществления Проекта "Формирование ключевых компетентностей личности на основе библейской истории и христианских ценностей". (2012 г) В 2011 г. Министерство образования и науки Украины утвердило программу для общеобразовательных учебных заведений 1-11 кл. «Библейская история и христианская этика»
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6)