Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников
К.Д. Ушинский: "Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях".
Актуальность дифференциации учебного процесса Положение ФГОС : «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» Конвенция о правах ребёнка : « Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»
Цели: создание условий для реализации творческих способностей детей предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе повышение уровня Я-концепции (ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося); повышение уровня мотивации развитие всех учащихся при их разных возможностях сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка создание условий для реализации творческих способностей детей предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе повышение уровня Я-концепции (ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося); повышение уровня мотивации развитие всех учащихся при их разных возможностях сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка
Критерии дифференциации индивидуальные особенности обучаемость обученность познавательные интересы -уровень работоспособности и темпом работы; -особенности восприятия, памяти, мышления; -уровень самостоятельности. индивидуальные особенности обучаемость обученность познавательные интересы -уровень работоспособности и темпом работы; -особенности восприятия, памяти, мышления; -уровень самостоятельности.
Этапы дифференциации: 1.Определение критериев. 2. Проведение диагностики. 3.Распределение детей по группам. 4. Выбор способов дифференциации. 5.Реализация индивидуального и дифференцированного подхода. 6. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся. 1.Определение критериев. 2. Проведение диагностики. 3.Распределение детей по группам. 4. Выбор способов дифференциации. 5.Реализация индивидуального и дифференцированного подхода. 6. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся.
Организация дифференцированного подхода на уроке математики
Бланк обследования 3 класс п/пвниманиевосприятиепамятьмышление задание Ф.И Кол-во букв за 2 мин.Кол-во рисунков изобр-х Зрит. Слух. Количество. Способн. Устанавл. Связи (аналогия) Способность к анализуСпособность рассуждать (задача) Способность к сравнеию Прав.Непр.точноСоотв. цветом Рис.словПрав.Неправ.Прав.неправ.Прав.Неправ.Прав.Неправ. 1Андриуца 2Беляевсков 3Волков 4Грубцова 5Калинкин 6Карнаухов 7Лукьянова 8Лыткина 9Мальцев 10Петрова 11Печуркина 12Тильков 13Усманов 14Чащин 15Мартынова 16Сурмятов 17Семенов 18Кметюк 19Платонов Диагностика уровня познавательных процессов
п/пФ.и Устные вычислительные приемы в пределах 100 Решение уравнений Решение задач в 2-3 действия Решение нестандартных задач Письменные приемы сложения и вычитания Действия с именованными числами сложениевычитание 1Андриуца +- 2Беляевсков 3Волков 4Грубцова 5Калинкин 6Карнаухов 7Лукьянова 8Лыткина 9Мальцев 10Петрова 11Печуркина 12Тильков 13Усманов 14Чащин 15Мартынова 16Сурмятов 17Семенов 18Кметюк 19Платонов Диагностическая карта результатов проверки ЗУН по математике
Уровень ЗУН уч-ся по математике
Распределение детей по группам: 1 группа- низкий уровень обученности 2 группа- средний уровень обученности 3 группа- высокий уровень обученности
Дифференциация на этапе устного счета. для большей части класса фронтальный устный счет, а отдельные дети работают на перфокартах; все дети работают на индивидуализированных перфокартах; учащиеся самостоятельно работают на перфокартах, подо бранных для каждой группы детей.
перфокарты: 1 уровень: 2 уровень: 3 уровень:
Карточка 1Карточка 2Карточка 3 2·3= г 4·5= г 3·6= г 3·8= г 7·5= г 2·3= г 4·5= г 3·6= г 3·8= г 7·5= г Выполни умножение. Сравни полученные равенства. Чем похожи? Составь и запиши 2-ой столбик, опираясь на первый. 2·3= г 4·5= г 3·6= г 3·8= г 7·5= г Выполни умножение. Сравни полученные равенства. Распредели данные равенства в 2 столбика (3 столбика).
Этап изложения новых знаний, умений. Приём многократного объяснения нового материала может быть представлен следующим образом. Работа с учителем Самостоятельная работа Выполнение дифференцированного задания 1 Подробное объяснение учителя с использованием наглядности или без неё Выполнение дифференцированного задания 2 Повторное сжатое объяснение с использованием другой наглядности или без неё Выполнение дифференцированного задания 3 Третье объяснение. Выделение наиболее трудных и важных моментов в теме Проверка выполнения дифференцированных заданий
Этап закрепления и применения знаний, умений. На этом этапе могут использоваться все основные способы дифференциации, но наиболее целесообразны следующие. 1. Дифференциация по степени самостоятельности уча щихся. 2. Дифференциация по объему учебного материала. 3. Дифференциация по характеру учебных действий.
Дифференциация по степени самостоятельности учащихся. Решение задач. (Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила?) 3 группа- решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её. 2 группа – решают задачу самостоятельно. 1 группа – решают задачу с учителем.
Дифференциация по объему учебного материала 1. Реши примеры: Дополнительное задание: найдите сумму ответов в каждом столбике.
Работа над задачей. 2. Основное задание: Птицефабрика должна отправить в магазин 6000 яиц. Она уже отправила 10 ящиков по 360 яиц в каждом и 4 ящика по 240 яиц. Сколько яиц осталось отправить? Дополнительные задания: а) Напишите пояснения к следующим действиям: ; ; б) Что можно узнать, если выполнить такие действия: ; в) Решите задачу другим способом. г) Составьте похожую задачу.
2. Решение уравнений: Н.ур. – х+5=15. Реши cамостоятельно Ср.ур. – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши. 73 – х = – х = 64 х + 25 =50 В.ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его. 72 – х = 40 х + 35 =60 х -24 = : х = х = 59
Дифференциация по характеру учебных действий. Пример 1. Найдите значения выражений. 1-я группа. 2-я группа. 3-я группа. 28 : : : 8 28 : 2 + (50 + 6) : ·3 5·9-7·3 ( ) · · 3 Пример 2. 1-я и 2-я г р у п п ы. Сравните числа: 54 и 7 63 и 64 9 и и 32 3-я группа. Сравните числа, в кото рых вместо некоторых цифр использованы буквы: КС и Н КЗ и К4 9 и PC 5H и ЗН
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств нестандартные задачи и задания поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств нестандартные задачи и задания
Творческие задания Рассмотри фигуры, дай общее Какое число надо записать название всем фигурам в пустой клетке, чтобы не нарушилась закономерность расположения чисел ? Составь по рисунку две задачи и реши их по схемам : 65 руб диск а) + б) - 35 руб книга
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант) варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - )х Подберите числа и вычислите. Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - )х Подберите числа и вычислите.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
карточкипомощники Задача: Маляр покрасил за день 10 парт, а его ученик на 4 парты меньше. Сколько всего парт они покрасили за день?.
3 вариант Запиши кратко задачу. Реши задачу. Запиши ответ. Измени текст задачи так, чтобы она решалась одним действием. Сделай краткую запись этой задачи. 4 вариант Реши задачу и запиши ответ. Измени текст задачи так, чтобы она стала простой. Сделай краткую запись, запиши решение и ответ. Составь обратные задачи и реши их.
Д.И. Писарев говорил : Человек, действительно уважающий личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё я … Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка, т.е. дифференцированное обучение