Социальная мобильность Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? 2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий. 3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. 4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2)названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная. Указана черта, названы два направления2 Указана черта, названо одно направление1 Названы одно-два направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл2 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? Ответ: При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)названы два условия: стабильный период развития общества; структурная перестройка экономики; 2)дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение. Названы два условия, и дано верное объяснение2 Названо одно условие, и дано верное объяснение1 Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»; 2)приведены три примера, допустим: человек, недавно переехавший жить в город из деревни; горожанин, работающий в деревне после окончания института; представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство. Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры. Дано определение, и приведены три примера3 Дано определение, и приведены два примера2 Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения 1 Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл В ответе должны быть указаны три проявления, например: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни. Могут быть указаны другие проявления. Указаны три верных проявления3 Указаны два верных проявления2 Указано одно верное проявление1 Ответ неправильный0 Максимальный балл3