Работа с одарёнными детьми Чернушка, 2011
План 1. Понятия «одарённость», «одарённые дети». 2. Одарённость в истории педагогической мысли. 3. Современные концепции одарённости. 4. Признаки одарённости. 5. Виды одарённости. 6. Особенности одарённых школьников и их трудности в учении.
Понятие «одарённость» Гений (от лат. genius – дух) Талант (от греч. talanton – денежная единица) Одарённость «Дети индиго» «Кристальные дети»
Понятие «одарённость» «Одарённость - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии» (К.К. Платонов)
Вопрос 1 Отличаются ли словосочетания «одарённые дети» и «детская одарённость»?
Понятие «одарённые дети» и «детская одарённость» Словосочетание «одарённые дети» предполагает их некоторую исключительность. Словосочетание «детская одарённость» подчёркивает наличие определённого потенциала.
Глобальные задачи разработка теории и создание системы воспитания и обучения одарённых детей; разработка теоретических основ и практических приёмов, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка.
История вопроса «Божественный дар»: с древних времён вплоть до XIXвека: одарённость – божественный дар; творческими считались два вида деятельности - художественная (искусство) и научная (наука).
История вопроса «Tabula rassa»: введён Аристотелем, переводится «чистая доска»; раскрыт в философии Просвещения Дж. Локком; природа свои дары делит поровну; всё зависит от условий, в которых оказался человек.
История вопроса Первые экспериментальные исследования: анг. антроплог Ф. Гальтон «Наследственность таланта: законы и последствия»; одарённость «зависит от наследственности»; ввёл понятие «тест»; одарённость не какое-то «высшее существо», не слепая судьба, а факторы, которые можно экспериментально исследовать.
История вопроса «Интеллектуальная одарённость»: фр. психолог А. Бине рассматривал соотношение между наследственными и средовыми факторами; отрасль психологии «тестология»; «коэффициент интеллекта – IQ»; последователи Э. Торндайк, Д. Хебб.
История вопроса Интеллект и креативность: амер. психолог Дж. Гилфорд выделил конвергентное и дивергентное мышление; амер.педагог П. Торренс создал диагностики креативности; принципы отеч. психолог В.Н. Дружинина
История вопроса Физический интеллект: амер. учёный Стенли Холл – наука педология; амер. врач Глен Доман – понятие «физический интеллект».
Вопрос 2 На чём основывается методика развития одарённости Глена Домана?
Одарённость общая и специальная
Современные концепции одарённости: концепция амер. учёного Джозефа Рензулли
Рабочая концепция одарённости одарённость рассматривается в виде двух компонентов: мотивационного и инструментального; инструментальный аспект включает способности; мотивационный аспект включает повышенную избирательность, ярко выраженный интерес, познавательную потребность, предпочтение парадоксальной информации, высокая критичность.
Одарённость как динамическая характеристика: амер. учёный А. Танненбаум Для развития одарённости важно взаимодействие пяти условий: общие способности; специальные способности в конкретной сфере; специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые); стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа и др.); случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час).
Признаки одарённости (согласно Рабочей концепции) Инструментальный аспект: 1)наличие специфических стратегий деятельности; 2)сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности; 3)особый тип организации знаний; 4)своеобразный тип обучаемости.
Признаки одарённости (согласно Рабочей концепции) Мотивационный аспект: 1)повышенная избирательность; 2) повышенная познавательная потребность; 3)чрезвычайно высокая увлечённость каким- либо предметом; 4)предпочтение парадоксальной информации; 5) высокая требовательность к результатам собственного труда.
Признаки одарённости (по В.М. Слуцкому) 1)высокая любознательность и исследовательская активность; 2)способность прослеживать причинно- следственные связи; 3)отличная память; 4)способностью классифицировать и категоризировать информацию; 5)большой словарный запас; 6)повышенная концентрация внимания на чём-либо.
Вопрос 3 Какую информацию даёт матрица А.И. Доровского?
Общие признаки одарённости Для развития высокой одарённости необходимо совпадение по крайней мере трёх факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста; высокой креативности; таких личностных особенностей, как любознательность, увлечённость задачей, уверенность в успехе.
Виды одарённости Критерии выделения видов одарённости: 1) вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики; 2) степень сформированности одарённости; 3) форма проявлений; 4) широта проявлений в различных видах деятельности; 5) особенности возрастного развития.
Виды одарённости (по виду деятельности) в практической деятельности (одарённость в ремёслах, спортивная и организационная); в познавательной деятельности – интеллектуальная одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость; в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная (привлекательную) одарённость; в духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Вопрос 4 Как соотносятся одарённость и отдельные способности? Существует ли «творческая одарённость» как особый вид одарённости?
Виды одарённости (по степени сформированности одарённости) актуальная одарённость; потенциальная одарённость.
Виды одарённости (по форме проявления одарённости) явленная одарённость; скрытая одарённость.
Виды одарённости (по широте проявления в различных видах деятельности) общая одарённость; специальная одарённость.
Виды одарённости (по возрастному развитию) ранняя одарённость; поздняя одарённость.
Вопрос 5 Сталкиваются ли одарённые дети с трудностями в учении?
Трудности в учении одарённых детей часто не могут заучить лёгкий, но неинтересный для них материал; безнадёжно неорганизованные; неподчинение общим правилам; порой вынуждены скрывать свои способности; не умеют внимательно слушать, невнимательны к деталям.
Довольно многочисленная категория одарённых детей уже в начале школьного обучения нуждается в условиях, соответствующих их повышены познавательным возможностям и потребностям и без которых их потенциал может оставаться нереализованным.