Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка
Родительское собрание – это форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности коллектива, воспитания учащихся в школе и дома Родительские собрания призваны повышать педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание учащихся
общешкольные и классные; организационные; аналитические ( знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях); консультативные ( обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей); чрезвычайные ( по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации); совместные ( с учениками и родителями); отчетные; информационно-просветительские ( посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением). Виды родительских собраний
Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть
Тематика классных родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей
Правила подготовки родительских собраний Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания Разослать родителям приглашения с указанием темы собрания Уточнить регламент, продумать ход собрания Собрание должно проводиться в удобное для родителей время Продумать выставочный или информационный материал Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить
Правила проведения собрания Классный руководитель обязан продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы. Каждое собрание требует «своего сценария», оно должно быть максимально приближено к проблемам учащихся класса, конкретным рекомендациям и советам Главным методом проведения собрания является диалог Родители приглашаются на собрания и оповещаются о повестке дня не позднее чем за 3 дня до проведения собрания
Учителя-предметники присутствуют на родительском собрании по приглашению классного руководителя. Классный руководитель формулирует цель приглашения Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место собрания, хранение верхней одежды, организация встречи, подготовка документов, аналитических материалов, тетрадь протоколов) Классный руководитель информирует зам.директора по воспитательной работе об итогах родительских собраний, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании
Принципы проведения родительского собрания Родительское собрание- это не просто форма связи школы и семьи, это место получения важной педагогической информации Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения
Примерная структура родительского собрания Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа: Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) 5 минут. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи 5-7 минут. Выступление по теме: специалист иди классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным минут. Обсуждение проблемы родителями 20 минут. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться родителей, тех детей у которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения.
Чего не стоит делать на собрании осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться; обсуждать с родителями учителей-предметников, работающих в классе; сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий; давать негативную оценку всему классу; переоценивать значение отдельных предметов; использовать для общения с родителями назидательный тон; вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).