Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования Курсы повышения квалификации руководителей, заместителей руководителей ОУ по теме: «Управление развитием образовательного учреждения в условиях ФГОС» Внеурочная деятельность и модели её реализации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Руководитель курсов: доцент Кидалинская А.К., к.п.н. Работу выполнили: Вакулина И.В., зам.дир. по УВР МБОУ СОШ 18 ст. Ивановской, Яковлева Е.Н., зам.дир. по УВР БОУ СОШ 6 ст.Пластуновской, Синтищев О.А., зам.дир. по УВР МБОУ СОШ 39 хут. Трудобеликовского.
Внеурочная деятельность школьников Внеурочная деятельность школьников – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Шесть основных системообразующих компонентов ВД Внеурочная деятельность в процессе обучения Участие в районных, краевых мероприятиях Самоуправленческая общественная деятельность учащихся Дополнительное образование учащихся Комплексы классных мероприятий Годовой цикл общешкольных мероприятий
Организационные особенности реализации внеурочной деятельности Группы комплектуются как из учащихся одного класса, так и из учеников всей параллели. Минимальная наполняемость группы – 12 человек (при условии меньшой наполняемости – реальное количество учащихся). Можно делить класс на 2 группы. Не менее трех направлений на одну параллель классов. Каждый учащийся посещает не менее трех разных направлений. Обязательным в каждый год является спортивно- оздоровительное направление. Количество часов ВД за год – 340 часов. Проведение занятий и учет посещаемости фиксируется в журнале, который заводится на один класс или на параллель. ВД реализуется через одну из пяти организационных моделей (модель «школы полного дня», модель, осуществляемая классным руководителем, оптимизационная, инновационно-образовательная, смешанная модели). Могут быть регулярные еженедельные занятия и /или «интенсивы». В 5-х классах ВД можно начинать с 1 сентября. Продолжительность одного занятия – минут..
Направления внеурочной деятельности спортивно- оздоровительное общеинтеллектуальное духовно- нравственное общекультурное социальное
Содержательные особенности реализации внеурочной деятельности При определении содержания ВД необходимо учитывать конкретную образовательную ситуацию и региональные особенности Содержание ВД для конкретного учащегося определяется либо индивидуальной образовательной траекторией его развития, либо традициями образовательного учреждения
Условия эффективности проведения ВД максимальная смена образовательной среды; наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; наличие благоприятной психологической атмосферы; активная позиция ребенка; знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций; переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию; переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся. максимальная смена образовательной среды; наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; наличие благоприятной психологической атмосферы; активная позиция ребенка; знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций; переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию; переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. техническое творчество Виды внеурочной деятельности
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом) Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Каждому уровню результата внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, т.е. ряд структурно и содержательно близких форм).
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности позволяет: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого
Диагностика результативности внеурочной деятельности Первый предмет: Анализ общего состояния внеурочной деятельности Второй предмет: Эффективность внеурочной деятельности Третий предмет: Продуктив- ность внеурочной деятельности Четвертый предмет: Удовлетворен- ность учащихся, их родителей, педагогов органиацией ВД и результатами
Количество часов внеурочной деятельности В плане внеурочной деятельности по всем направлениям и во всех формах внеурочной деятельности, в том числе в формате интенсивов, количество часов на класс составляет: I класс – 330 часов в год, II IV классы – 340 часов в год, V IX классы – 340 – 350 часов в год в зависимости от продолжительности учебного года в ОУ
Учет занятий по внеурочной деятельности Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем в Журнале внеурочной деятельности. Содержание записей в Журнале и занятий должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности. Занятия интенсивными блоками в расписании расписаны календарно (с указанием месяца)конкретно по каждому занятию независимо от дней недели
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЕМ терпения, педагогических находок, творческих успехов и солнечного настроения !