Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации и отражающий стратегический план ее развития. Бюджетирование – процесс составления и реализации бюджетных документов в практической деятельности организации. Бюджетирование - технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, активов и пассивов на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели. Бюджетирование - совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всей организации в целом, так и его отдельных подразделений с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Цели бюджетирования: Планирование финансово-хозяйственной деятельности организации на определенный период, Координация и согласование деятельности отдельных подразделений в организации, Мотивация руководителей всех уровней к достижению целей организации, Контроль и оценка эффективности деятельности руководителей, Коммуникация – доведение планов до сведения руководителей всех уровней, Средство для обучения менеджеров.
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Субъекты планирования: Подразделения, участвующие в разработке, согласовании сводных бюджетов: ПЭО, ФЭО, ФО, ОТиЗ, финансовый директор. Объекты планирования: Подразделения, которые отвечают за выполнение бюджетов: производственные подразделения, отдел сбыта, отдел снабжения и т.д. Подходы к составлению бюджетов: Сверху - вниз Снизу – вверх
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджетирование – механизм реализации стратегии организации План-фактный анализ исполнения бюджета Корректировка бюджетаПланирование бюджета Учет исполнения бюджета Задание целевых показателей и ограничений СТРАТЕГИЯ ЦЕЛИ МИССИЯ
Тема 2. Классификация ЦФО. Построение оптимальной финансовой структуры организации. Проектирование и утверждение финансовой структуры организации – первый шаг в процессе постановки бюджетирования на предприятии. Центр Финансовой Отчетности (ЦФО) – подразделение или группа подразделений предприятия, руководитель которых несет ответственность за определенные результаты деятельности. Типы ЦФО : центр доходов ( выручки), центр расходов, Центр прибыли, Центр инвестиций.
Тема 2. Классификация ЦФО. Построение оптимальной финансовой структуры организации. Центр доходов (выручки) – сегмент организации, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию доходов от продаж. Основным контролируемым показателем является выручка, а также определяющие ее показатели: объем продаж в натуральном выражении, цены, структура сбыта (по регионам, категориям покупателей и т.д.) Центр затрат – сегмент организации, руководитель которого отвечает за достижение нормативного уровня затрат по выпуску продукции. Основными контролируемыми показателями являются количество выпущенных товаров, качество, а также соответствие норм расхода сырья, материалов, э/энергии технологическим нормам.
Тема 2. Классификация ЦФО. Построение оптимальной финансовой структуры организации. Центр прибыли – сегмент организации, руководитель которого отвечает как за доходы, так и за расходы своего сегмента, т.е. за максимизацию прибыли. Основным контролируемым показателем является операционная прибыль, маржинальная или чистая прибыль. Менеджер центра прибыли самостоятельно определяет цены реализации, объемы производства и реализации, затраты на производство и сбыт. Центр инвестиций – сегмент организации, руководитель которого несет ответственность за максимизацию прибыли на вложенный капитал. Основным контролируемым показателем являются рентабельность вложенного капитала, доходность инвестиций, увеличение стоимости бизнеса.