ul. Świętokrzyska Warszawa tel.: fax : Обеспечение контроля внутреннего аудита в Польше Моника Кос Министерство финансов, Польша Рабочее заседание по вопросам обеспечения контроля внутреннего аудита
Выступающий Моника Кос, CGAP, госслужащая Глава управления международного сотрудничества, Группы централизованного согласования (ГЦС) Министерства финансов Польши С 2003 года участвует в разработке и реализации проектов по ГВФК в госучреждениях Польши, Руководитель проектов по ГВФК в государственной администрации Польши, Помощник руководителя проекта CARD Развитие Государственного Внутреннего финансового контроля II в Албании, проект совместно с КРУ Великобритании, Эксперт по двусторонним проектам в Румынии, Албании и Мальте, Участие в качестве эксперта в мероприятиях, организованных ЕС, SIGMA, Всемирным Банком, МИД Польши в: Бельгии, Словении, Турции и Украине.
Содержание презентации Введение в систему внутреннего аудита в Польше Зачем необходимо Обеспечение Контроля Внутреннего Аудита (IAQ - ОКВА)? Программы обеспечения контроля внутреннего аудита (IAQAP - ПОКВА) Кто оценивает КВА в госучреждениях? Экспертная оценка, производимая ГЦС Иные инструменты, предоставляемые ГЦС
Введение в систему внутреннего аудита Внутренний аудит был введен в госсекторе Польши в качестве важного элемента системы финансового контроля в соответствии с Законом о государственном финансировании в 2002 году. Действующее законодательство (Закон о Государственных финансах от 27 августа 2009 года) заменило финансовый контроль на систему внутреннего аудита (основанную на модели COSO). Внутренний аудит в госучреждениях Польши был децентрализован (в 1811г.).
Введение - структура внутреннего аудита Обязательство по функционированию внутреннего аудита Кол-во PFSO, обязанных отчитываться перед Минфином по вопросам внутреннего аудита против государст веннго финансо вого аудита В соответствии с регулированием Решение на уровне главы PFSO (министр или Премьер- министр) Общее кол-во PFSO Кол-во PFSO, включая: госсектор местные администрации организации местного самоуправления --132
Введение – ключевые роли в системе ВА Министерство финансов (ГЦС) – разрабатывает и распространяет правовые нормы, стандарты и руководящие принципы, оценивает качество внутреннего контроля (в госсекторе). Глава госучреждения (в соответствии с Законом) – обеспечивает работу независимого внутреннего аудита. Комитеты по аудиту (работают во всех (18) министерствах) – поддерживают работу системы внутреннего аудита. Руководитель КРУ – следует положениям Закона и внутренним стандартам аудита (с 30 июня 2006 г. – согласно Стандартам IIA), включая разработку и поддержку программы обеспечения и поддержки качества.
Качество – обеспечение ожидаемых результатов – соответствие ожиданиям клиентов – соответствие ожиданиям клиентов Зачем необходимо Обеспечение Контроля Внутреннего Аудита?
Стандарт уровня 2000 по управлению деятельностью, связанной с ВА Стандарт 1300 Программа по обеспечению качества и улучшения: Определение соотвествия функциональности ВА его определению, стандартам IIA и кодексу этики, а также эффективности и результативности внутреннего аудита, определение возможностей по улучшению, Обеспечение руководителя организации высоким уровнем внутреннего аудита (доверие, связи, добавленная ценность для организации). Соответствует международным стандартам профессиональной практики в сфере внутреннего аудита.
Программа Обеспечения Качества Внутреннего Аудита IAQP (ПОКВА) – цели и задачи, ответственность, планирование, оценка, отчетность, мониторинг; Внутренняя оценка: –Мониторинг, –Самооценка или участие другого квалифицированного лица учреждения; Внешняя оценка: –Самооценка с независимой проверкой, –Независимая внешняя оценка, –Экспертная оценка.
Кто оценивает качество ВА в госучреждениях? Квалифицированный проверяющий или коммиссия, с отсутствием конфликта интересов. Большая 4-ка, Квалифицированный проверяющий или коммиссия, Аудиторы из другого похожего госучреждения (перекрестная проверка), ГЦС, Кто еще?
Оценка качества внутреннего аудита ГЦС 2003 – 2006 оценка финансового контроля и внутреннего аудита (около 40 учреждений в год) – 2011 оценка эффективности и результативности внутреннего аудита (менее 20 в год). Экспертная оценка на месте (5 дней – 2 уполномоченных сотрудника): –Не является внутренним аудитом, внимание сосредоточено на продуктах внутреннего аудита и их возможном влиянии на организацию, –Целью является разработка оперативного ВА с выявлением недостатков и получением наилучших решений, –Осуществляется на профессиональной и объективной основе, –Основана на ежегодном плане и утверждается Министром финансов.
Шкала точечного обзора ЦГС Обзор охватил 5 элементов: Организацию и управление, Планирование, Отчетность, Обеспечение обязательств, Консультации.
Шкала точечного обзора ЦГС Организация и управление: Организация и независимость ВА, Устав внутреннего аудита и иные внутренние правила распорядка, Профессиональное развитие, Методика внутреннего аудита (порядок действия и инструкции), Программа обеспечения качества внутреннего аудита, Управление ВА.
Программа обеспечения качества внутреннего аудита L.P КЛЮЧЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИПОКАЗАТЕЛЬВАЖНОСТЬБАЛЛ/ОЦЕНКА 5 Программа обеспечения качества внутреннего аудита IAQAP (ПОКВА) разработана и основана на следующих принципах: 1,00 "++" - На принципах постоянного мониторинга за осуществлением ВА; ДА - 1, НЕТ – 00,10 0,60-0,90 "+" - На принципах периодических обзоров состояния путем самооценки или другими лицами в составе учреждения; ДА - 1, НЕТ – 00,10 ниже 0,60 "-" - На принципах внешней оценки ВА, проведенной квалифицированным и независимым оценщиком или компанией; ДА - 1, НЕТ – 00,10 Есть следующие элементы ОКВА: - Постоянный мониторинг осуществления ВА; ДА - 1, НЕТ – 00,20 - Периодическая проверка путем самооценки или другим лицом; ДА - 1, НЕТ – 00,20 - Результаты ОКВА используются для улучшения функциональности внутреннего аудита; ДА - 1, НЕТ – 00,20 Деятельность, связанная с ВА подтверждается Международными стандартами профессиональной практики в сфере внутреннего аудита только в случае подтверждения результатов обеспечения качества и поддержки данной программы. ДА - 1, НЕТ – 00,10 ИТОГО1,00
Результат точечного обзора ГЦС Шкала оценки в баллах: ++ область, где все ключевые и ожидаемые решения приняты. + область, где необходимо принять ряд решений для улучшения процесса. - область, где отсутствуют решения или предпринятые действия не способствуют решению вопроса.
Результат точечного обзора ГЦС Организация и управление (в качестве примера): Организация и управление ВА + Устав внутреннего аудита и другие правила внутреннего распорядка + Повышение квалификации ++ Методика внутреннего аудита - Программа обеспечения качества внутреннего аудита - Управление ВА ++
Новый подход к точечному обзору ГЦС Точечный обзор ГЦС с 2012 года : Имеет цель по сбору информации об эффективности, результативности и пользе внутреннего аудита в отобранных учреждениях, Оценка качества ВА с помощью проверки избранного процесса на основе результативности / продуктивности ВА, Собирает информацию по почте (электронной), довольно редко выезжает на место, Попытка найти наилучший способ использования ограниченного штата сотрудников (более 600 учреждений / 3 2 сотрудника, Будет использовать результаты для улучшения системы ВА с помощью разработки лучших решений по устранению выявленных недостатков.
Иные инструменты, предоставляемые ЦГС Положения по внутреннему самооценочному аудиту в государственных учреждениях, Методология экспертной оценки ГЦС (устаревшая), Руководство по ПОКВА, Модель потенциала внутреннего аудита в госсекторе (основанная на IIA), Сравнительный анализ, Практические примеры.