Учебный курс Управление внедрением информационных систем Лекция 2 Стандарты управления проектами Лектор к.т.н, доцент, заведующий кафедрой проектирования и внедрения информационных систем факультета "Бизнес-информатика" Государственного университета - Высшая школа экономики Грекул Владимир Иванович
2. Содержание стандартов УП концентрация лучшей практики (best practice); основа взаимодействия между командами проекта; база для сертификации специалистов; систематизация знаний в специфической области – управление проектами. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Отвечает на вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?» «КАК ДЕЛАТЬ?» «КАК ДЕЛАТЬ?» - определяется корпоративными регламентирующими документами
Организации PMI – Project Management Institute (Институт управления проектами, США) PMBOK Guide – 2000(4) – PMBOK Guide – 2000 (4) – Project Manadgement Body Of Knowledge – свод знаний по управлению проектами - стандарт ANCI (American Standards Institute) APM – Association of Project Management (Ассоциация управления проектами, Великобритания) APM Body Of Knowledge
Содержание стандарта Основные понятия и действующие лица управления проектами Определения 9 областей знаний Определения 9 областей знаний Определения 5 групп процессов Определения 5 групп процессов Определения 39 процессов Определения 39 процессов
Основные действующие лица (руководители) Менеджер (руководитель) проекта Менеджер (руководитель) проекта (Project Manager) - лицо, отвечающее за управление проектом Спонсор (куратор) проекта Спонсор (куратор) проекта (Project Sponsor) – лицо, обеспечивающее ресурсы проекта и любую административную поддержку. Определяет приоритеты, обеспечивает взаимодействие с функциональными подразделениями, утверждает изменения. Во внутренних проектах обычно несет ответственность за результаты проекта Заказчик (потребитель) проекта Заказчик (потребитель) проекта (Project Customer) – лицо внутри или вне организации, которое будет использовать результаты проекта PMBOK стр. 16
Треугольник компромиссов После достижения утвержденного равновесия с заказчиком (на запрашиваемые возможности зафиксированы сроки и смета), любое изменение на одной из сторон треугольника влечет изменение на двух оставшихся. Такой подход служит удобным инструментом для нахождения компромиссов с заказчиком и поможет объяснить суть имеющихся ограничений. Заказчик Руководитель проекта Спонсор проекта
Действующие лица проекта (исполнители) Руководитель функционального подразделения Руководитель функционального подразделения направляет ресурсы в утвержденные проекты Функциональный лидер проекта Функциональный лидер проекта объединяет усилия участников проекта в рамках функции или подразделения. Именно с ним взаимодействует менеджер проекта. Лидер пакета работ Лидер пакета работ объединяет усилия отдельных лиц в рамках пакета работ.
Взаимоотношения в команде проекта Высшее руководство Менеджер проекта Функциональный руководитель Руководитель менеджеров проектов Спонсор проекта Офис проекта Цели Ресурсы Корпоративные стандарты УП Функциональный лидер проекта ЧтоКогдаСколько Лидер пакета работ ПланированиеКонтроль Насколько хорошо Кто Как
Ключевые личные качества менеджера проекта: гибкость и приспособляемость инициативность и качества лидера агрессивность, уверенность в себе, умение убеждать, ясно выражать свои мысли,честолюбие, активность, энергичность умение общаться, вести посредничество, объединять усилия широкий кругозор, способность к обобщению уравновешенность энтузиазм, воображение, непосредственность Способность соблюдать баланс технических, временных, стоимостных и человеческих факторов организованность и дисциплина способность и желание посвящать большую часть своего времени планированию и контролю способность выявлять проблемы и принимать решения
Типичный процесс выбора менеджера проекта Менеджер Специалист
Области знаний PMBOK Управление интеграцией Project Integration Management Управление снабжением Project Procurement Management Управление рисками Project Risk Management Управление качеством Project Quality Management Управление коммуникациями Project Communication Management Управление персоналом Project HR Management Управление стоимостью Project Cost Management Управление временем Project Time Management Управление содержанием Project Scope Management
Группы процессов управления проектами Процессы инициации Процессы планирования Процессы контроля Процессы исполнения Процессы завершения
Управление интеграцией Управление снабжением Управление рисками Управление качеством Управление коммуникациями Управление персоналом Управление стоимостью Управление временем Управление содержанием Процессы планирова ния Процессы контроля Процессы исполнения Процессы завершения Процессы инициации
Нумерация – в соответствии с разделами PMBOK (3) – 2004г
Основные отличия PMBOK (3) – 2004г Внесены уточнения в различии между жизненным циклом проекта и жизненным циклом продукта. Количество процессов управления проектом увеличено с 39 до 44. Составлена карта процессов, показывающая их интеграцию. Сделан акцент на новое содержание группы «Процессы мониторинга и Контроля». Добавлен раздел, определяющий экспертные области, которые команда проекта должна понимать и использовать. по временным параметрам», включая информацию об оценках затрат по проекту, выравниванию загрузки ресурсов и отчетах о ходе работ проекта, чтобы показать, как эти процессы влияют на календарный план проекта. Для наглядности добавлены рисунки. Добавлена новая диаграмма Структурной Декомпозиции рисков (Risk Breakdown Structure).
Области знаний MSF Область управления проектамиОписание 1. Планирование и мониторинг проекта, контроль за изменениями в проекте (Project planning / Tracking / Change Control) Интеграция и синхронизация планов проекта; организация процедур и систем управления и мониторинга проектных изменений 2. Управление рамками проекта (Scope Management) Определение и распределение объема работы (рамок проекта); управление компромиссными решениями в проекте 3. Управление календарным графиком проекта (Schedule Management) Составление календарного графика исходя из оценок трудозатрат, упорядочивание задач, соотнесение доступных ресурсов с задачами, применение статистических методов, поддержка календарного графика 4. Управление стоимостью (Cost Management) Оценки стоимости исходя из оценок временных затрат; отчетность о ходе проекта и его анализ; анализ затратных рисков; функционально-стоимостной анализ (value analysis) 5. Управление персоналом (Staff Resource Management) Планирование ресурсов; формирование проектной команды; разрешение конфликтов; планирование и управление подготовкой Управление интеграциейУправление содержанием Управление временем Управление стоимостью Управление персоналом
6. Управление коммуникацией (Communications Management) Коммуникационное планирование (между проектной группой, заказчиком/спонсором, потребителями/пользователями, др. заинтересованными лицами); отчетность о ходе проекта 7. Управление рисками (Risk Management) Организация процесса управления рисками в команде и содействие ему; обеспечение документооборота управления рисками 8. Управление снабжением (Procurement) Анализ цен поставщиков услуг и/или аппаратного/программного обеспечения; подготовка документов об инициировании предложений (requests for proposals – RFPs), выбор поставщиков и субподрядчиков; составление контрактов и переговоры об их условиях; договора; заказы на поставку и платежные требования 9. Управление качеством (Quality Management) Планирование качества, определение применяемых стандартов, документирование критериев качества и процессов его измерения Управление снабжением Управление рисками Управление коммуникациями Управление качеством