«Квоты Инвестиционного фонда РФ и финансовые ресурсы Внешэкономбанка в проектах развития аэропортовой инфраструктуры» Межрегиональная конференция «Развитие региональной авиации России – 2009» 18-19марта 2009 г. Москва, Swissotel «Красные холмы» Виктор Котов – Партнер Юридической фирмы «РайтСол»
Минрегионразвития взял курс на региональную политику Это характеризуется: -Предоставлением регионам большей экономической свободы; -Ориентированностью на менее масштабные проекты регионального характера, включая проекты развития аэропортовой инфраструктуры; -Сосредоточением контрольных полномочий за расходованием инвестиций в Минэкономразвития и Минрегионразвития; -Вовлечением регионов в работу иных (помимо Инвестфонда РФ) государственных институтов развития (Банк Развития, ОЭЗ).
Правила работы Инвестиционного фонда РФ изменены (Поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от г. 468 в «Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от г. 134) - Изменена процедура и строки рассмотрения инвестиционных заявок; - Правительственная комиссия, принимающая решения по одобрению инвестиционных проектов, наделена большей компетенцией; - Утверждены новые направления в области финансирования региональных инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда РФ.
Инвестиционный фонд РФ. Новые правила. Было и осталось Частные инвестиции в проекте не менее 25% от стоимости проекта Дополнено для региональных и межрегиональных проектов Частные инвестиции в проекте не менее 50% от стоимости проекта Стоимость проекта не менее 5 млрд.руб. Стоимость проекта не менее 500 млн. руб.
Форма предоставления средств для реализации региональных инвестиционных проектов, направленных на развитие аэропортовой инфраструктуры с использованием квот Инвестиционного фонда РФ - субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ; - субсидии из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Квоты Инвестиционного фонда
Пример использования квот Инвестиционного фонда РФ Сложившаяся практика развития региональной аэропортовой инфраструктуры Как правило г. В среднем 6-8 мес. Развитие уходит в 2012 г. Возможные механизмы структурирования проекта с использованием квот Инвестиционного фонда РФ Старт регионального проекта уже сейчас Деньги по линии ФЦП на реконструкцию ВПП + их освоение Заявка в Росавиацию на передачу аэропорта в собственность субъекта РФ + все процедуры Дальнейшее развитие инфраструктуры аэропорта с привлечением инвесторов Заявка в Росавиацию на передачу аэропорта в собственность субъекта РФ + одновременное структурирование проекта с использование квот Инвестфонда РФ на финансирование реконструкции ВПП + привлечение частных инвесторов для реализации проектов реконструкции и нового строительства логистических и пассажирских терминалов, гостиниц, пр.
Важно иметь ввиду, что отбор региональных инвестпроектов осуществляется на основе следующих критериев - соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта РФ минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов; - стоимость региональных инвестиционных проектов, установленная для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляет не менее 500 млн. рублей; - соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально- экономического развития субъекта РФ, утвержденной в установленном порядке.
Алгоритм получения средств Инвестиционного фонда в рамках региональной квоты для реализации проекта развития региональной аэропортовой инфраструктуры Заявка Заявка + документы Заявка на рассмотрение Если принято «+» Заявка на решение рассмотрение Срок - 30 дней со дня перечисления бюджетных ассигнований Частный инвестор – инициатор проекта Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого реализовывается проект Минрегионразвития Инвестиционная комиссия Минрегионразвития Правительственная комиссия Соглашение между Минрегионом и ответственным исполнителем (высший исполнительный орган гос. власти субъекта РФ) Инвестсоглашение между высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ и частными инвесторами проекта Бюджетные ассигнования Инвестфонда на реализацию проекта
Для того, чтобы региону практически со 100% вероятностью получить квоту Инвестиционного фонда РФ на реализацию проекта развития региональной аэропортовой инфраструктуры, необходимо: убедиться в наличии программного документа, закрепляющего основные направления социально-экономического развития региона, включая развитие аэропортовой инфраструктуры; в ходе подготовки заявки и сопутствующих документов обозначать экономические характеристики проекта и положительный эффект от его реализации; проводить всесторонний анализ рисков, связанных с реализацией проекта; страховаться от проектных рисков; структурируя инвестиционный проект, комплексно применять инструменты государственно- частного партнерства для повышения вероятности получения финансирования (сочетание механизмов Инвестфонда, возможно концессий, финансовых механизмов ГК «Внешэкономбанк»).
Финансовые ресурсы Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в проектах развития региональной аэропортовой инфраструктуры
Внешэкономбанк, цели создания Создан на основании Федерального закона от ФЗ «О Банке развития» путем реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Банк приобрел новый статус, новую компетенцию, Функции Банка расширены). Цели создания: Содействие государству в решении задач повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации, стимулирования развития инвестиционных процессов путем осуществления Внешэкономбанком кредитно-инвестиционной, гарантийной, страховой, консультационной и иной предусмотренной Законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала.
Задачи Внешэкономбанка Преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста; Повышение эффективности использования природных ресурсов; Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности; Раскрытие инновационного и производственного потенциала малого и среднего бизнеса; Поддержка экспорта отечественной продукции.
Принципы деятельности Внешэкономбанка, инвестиционная и финансовая политика (В соответствии с Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства РФ от р) Отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами; Экологическая ответственность; Предпочтение государственно-частному партнерству; Публичность; Безубыточность.
Критерии проектов, на которые Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии, поручительства, а также проектное финансирование проект соответствует основным направлениям инвестиционной деятельности Банка; срок окупаемости проекта - более 5 лет; общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей. минимальный объем финансирования Банком – 1 млрд. рублей (или эквивалент данной суммы в иностранной валюте).
В соответствии с основными положениям Стратегии Банка развития на г.г В сфере транспортной инфраструктуры основными приоритетами Банка развития являются: -Строительство и реконструкция автомобильных дорог на принципах ГЧП; -Модернизация и строительство морских портов; -Реконструкция внутренних водных путей; -Модернизация аэропортов; -Строительство грузовых логистических терминалов.
Основной спектр услуг, предоставляемых Внешэкономбанком Синдицированное кредитование; Структурное и долговое финансирование; Проектное финансирование; Участие в уставном капитале организаций; Консультационные услуги.
Реализуемые Внешэкономбанком проекты в сфере развития аэропортовой инфраструктуры
Порядок рассмотрения Внешэкономбанком проектов ГЧП Инициирование рассмотрение проекта в Банке (письмо) Запрос Банком от инициатора проекта Инвестиционной заявки (RFP) Предоставление в Банк инициатором: RFP + бизнес-плана + финансовой модели проекта Первичная экспертиза Банком проектного предложения (дополнительный запрос документов) i. Дальнейшая экспертиза RFP. ii. Выработка Банком оптимального формата участия в проекте. iii.Собственное предложение Банка об участии в проекте. iv. Решение Правления Банка об утверждении решения о финансировании.
Механизм обращения во Внешэкономбанк на предмет финансирования проекта (Request for Proposals - запрос на предоставление технических условий в Центр ГЧП ВЭБа) Примерная структуры RFP Введение Общая информация – Общее описание Проекта – Инициатор Проекта – Участники Проекта – Сроки реализации Проекта – Стоимость Проекта – Государственная поддержка Проекта Характеристика Проекта – Характеристика объектов аэропортового комплекса Искусственные покрытия, включая взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки Аэровокзал Аэровокзал деловой авиации Топливно-заправочный комплекс Служебные здания и сооружения аэропорта –Характеристика коммерческой инфраструктуры аэропорта АЗК (АЗС, минимаркет, мойка и т.д.) Гостиничный комплекс Мотель Складской таможенный терминал – Характеристика подъездных путей и инженерной инфраструктуры Дорожная инфраструктура Железнодорожная инфраструктура Объекты инженерной инфраструктуры –Соответствие Проекта приоритетам развития региона и общегосударственным задачам в области развития транспортной инфраструктуры
Механизм обращения во Внешэкономбанк на предмет финансирования проекта (Request for Proposals - запрос на предоставление технических условий в Центр ГЧП ВЭБа) Примерная структуры RFP (продолжение) Анализ грузо- и пассажиропотока –Анализ пассажиропотока –Описание грузообразующей базы и анализ грузопотока Структура финансирования Проекта – Общая структура финансирования проекта – Источники финансирования – Обеспечение финансирования Финансово-экономическая модель –Описание общей финансово-экономической модели –Механизм возврата инвестиций Организационная схема реализации проекта –Распределение прав собственности и функций по эксплуатации объектов аэропортового комплекса – Анализ рисков Проекта – Предложения по вариантам участия банка (инвестора) в Проекте Приложения Сводная финансово-экономическая модель Проекта График реализации Проекта
Спасибо за Ваше внимание
Виктор Котов Партнер Юридическая фирма «РайтСол» Тел. +7 (495)