О государственной поддержке фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012 году Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности – заместитель директора Б.Б. Скаков
Государственная поддержка фермеров при оформлении земельных участков в собственность в 2011 году в 2012 году 2 Предусмотрено в федеральном бюджете – млн.рублей Доведено до бюджетов субъектов РФ – 44,5 млн.рублей (3,1%) Доведено из федерального бюджета до крестьянских (фермерских) хозяйств – 16,8 млн.руб. (3,7% от суммы направленной в регионы, 1,2% от средств, предусмотренных в федеральном бюджете) Предусмотрено в федеральном бюджете – 120 млн.рублей Доведено до бюджетов субъектов РФ – 52,4 млн.рублей (43%) Доведено из федерального бюджета до крестьянских (фермерских) хозяйств – 6,4 млн.руб. (12,2% от суммы направленной в регионы, (12,2% от суммы направленной в регионы, 5,3% от средств, предусмотренных в федеральном бюджете)
Государственная поддержка фермеров при оформлении земельных участков в собственность в 2012 году 3 Субъекты РФ, освоившие Субъекты РФ, освоившие от 90 до 100% федеральных средств Субъекты РФ, освоившие менее Субъекты РФ, освоившие менее 90% федеральных средств 13 субъектов РФ 13 субъектов РФ Республика Мордовия Забайкальский край Брянская область Владимирская область Вологодская область Иркутская область Калининградская область Московская область Нижегородская область Новгородская область Оренбургская область Самарская область Свердловская область 17 субъектов РФ Республика Башкортостан Республика Тыва Республика Хакасия Республика Саха (Якутия) Белгородская область Волгоградская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Кировская область Костромская область Ленинградская область Омская область Орловская область Псковская область Тульская область Тюменская область
Государственная поддержка фермеров при оформлении земельных участков в собственность в 2012 году 4 Основные причины низких показателей освоения федеральных средств в 2012 году в органах управления АПК субъектов РФ не налажена работа по сбору и анализу информации о фактической потребности фермеров в оформлении права собственности на используемые ими земельные участки; в большинстве субъектов РФ до сих пор применяется индикативная система планирования; в большинстве субъектов РФ до сих пор применяется индикативная система планирования; не предоставление либо предоставление фермерами неполного пакета документов, необходимых для получения компенсации понесенных затрат; не предоставление либо предоставление фермерами неполного пакета документов, необходимых для получения компенсации понесенных затрат; фермеры, которые запланировали в 2012 году зарегистрировать право собственности на земельный участок, не получили свидетельство о праве собственности по причине длительности процедуры осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; фермеры, которые запланировали в 2012 году зарегистрировать право собственности на земельный участок, не получили свидетельство о праве собственности по причине длительности процедуры осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; в отдельных субъектах РФ возникают препятствия со стороны органов местного самоуправления при приобретении в собственность земельных участков, предоставленных фермерам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. в отдельных субъектах РФ возникают препятствия со стороны органов местного самоуправления при приобретении в собственность земельных участков, предоставленных фермерам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Государственная поддержка фермеров при оформлении земельных участков в собственность в 2012 году 5 Возможные направления совершенствования государственной поддержки фермеров 1.Внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий…., утвержденные постановлением Правительства РФ от в части: совершенствования методики расчета и распределения федеральной субсидии; совершенствования методики расчета и распределения федеральной субсидии; утверждения перечня документов, предоставляемых фермером, для подтверждения возможности получения субсидии; утверждения перечня документов, предоставляемых фермером, для подтверждения возможности получения субсидии; уточнения перечня документов, предоставляемых субъектом РФ, необходимых для принятия решения о направлении федеральной субсидии. уточнения перечня документов, предоставляемых субъектом РФ, необходимых для принятия решения о направлении федеральной субсидии. 2. Изменение подхода к методике предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета. 3. Создание на уровне субъектов РФ специальных комиссий по регулированию земельных отношений, руководство деятельностью которых осуществляет руководитель субъекта РФ (к полномочиям комиссии должны быть отнесены, в том числе, вопросы оказания поддержки малым формам хозяйствования в целях осуществления ими сельскохозяйственной деятельности и помощи при межевании земельных участков).
О совершенствовании законодательства в части оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, ужесточения ответственности за их неиспользование и/или нецелевое использование
Использование сельскохозяйственных угодий землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством (по состоянию на 1 января 2012 года) 7 Сельскохозяйственные угодья Российской Федерации 220,3 млн.га
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах» (более чем в 5 раз): увеличение размеров административных штрафов (более чем в 5 раз): за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; расчет размера административного штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка; повышенной ставки земельного налога (1,5% от кадастровой стоимости), совершенствование механизма применения в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, повышенной ставки земельного налога (1,5% от кадастровой стоимости), в том числе установление единого порядка выявления фактов неиспользования земельных участков по целевому назначению для физических и юридических лиц, а также порядка уведомления налоговых органов об указанных фактах Основные новеллы законопроекта Основные новеллы законопроекта:
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах» сокращение срока неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, по истечении которого такой участок может быть в судебном порядке изъят у собственника, с трех лет до года; наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению срока освоения земельного участка с учетом установленного для него максимума – два года; исключения из предмета регулирования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственного земельного надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; наделение субъектов Российской Федерации обязанность своим нормативным правовым актом устанавливать перечень сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается; наделение Минсельхоза России полномочиями по установлению критериев отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям Основные новеллы законопроекта Основные новеллы законопроекта: