ПРИМЕНИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МИХАИЛ САФАРОВ 20 марта 2013 года ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОРРУПЦИИ
Целесообразность противодействия корпоративной коррупции и иным злоупотреблениям ОСНОВНЫЕ ВЫГОДЫ Улучшение контроля и управляемости бизнеса Снижение операционных издержек Повышение инвестиционной привлекательности Минимизация рисков потери активов Снижение репутационных рисков Повышение уровня корпоративной культуры ТРАДИЦИОННЫЕ ЗОНЫ РИСКА КОРПОРАТИВНЫХ ЗЛОУПТРЕБЛЕНИЙ Капитальное строительство Закупки товаров, работ, услуг Транспорт, перевозки Манипуляции с отчетностью Страхование, кредитование 2
Практика противодействия корпоративному мошенничеству Предварительные итоги Исследования Всероссийское исследование «Практика противодействия корпоративному мошенничеству» Миссия: Совершенствование методов противодействия корпоративной коррупции в Российской Федерации, формирование предложений по совершенствованию законодательства Проводится под эгидой РСПП* Сроки: с ноября 2012 по май 2013 года Сайт исследования Способы: On line / off line анкетирование Интервьюирование респондентов Конфиденциальность данных о респондентах NB: «Корпоративное мошенничество» в целях настоящего исследования – любые действия сотрудников, менеджмента или собственников компании, связанные со злоупотреблением оказанным им доверием в личных целях, но в ущерб интересам компании, как-то любые формы хищения её активов, а также коррупционные проявления 3 * Письмо Президента РСПП от /05
Предварительные итоги Исследования Респонденты 4
Предварительные итоги Исследования Корпоративная коррупция: текущий статус 5 NB: Количество выявленных фактов: среднее – 5,7 максимальное – 27
Практика противодействия корпоративному мошенничеству Немонетарные последствия Последствия корпоративного мошенничества ущерб деловой репутации ухудшение морального климата в компании замедление темпов развития компании и понижение качества производства ухудшение конкурентного положения утрата деловых связей с партнерами нарушение прав интеллектуальной собственности потеря доверия к сотрудникам привлечение организации к административные ответственности 6 NB: 43% респондентов напрямую связывают факты корп. преступлений и ухудшение репутации компании на рынке
Предварительные итоги Исследования Распространенные способы корпоративного мошенничества 7
Предварительные итоги Исследования Используемые меры противодействия корп. преступлениям 8 NB: мониторинг и оценку эффективности мер по противодействию корп. преступности осуществляют 22,7% респондентов
Предварительные итоги Исследования Выявление и расследование корп. преступлений 9 Инструменты расследования: Внутреннее расследование собственными силами – 72% Проверка правоохранительных органов – 21% Привлечение внешних консультантов – 7% NB: В абсолютном большинстве компаний отсутствуют регламенты расследования случаев коррупции и корпоративных преступлений
Предварительные итоги Исследования Расследование и привлечение виновных к ответственности 10 Основные трудности при расследовании: невозможность сбора, фиксации и / или легализации доказательств пассивность правоохранительных органов при расследовании затягивание сроков рассмотрения заявления активное противодействие со стороны подозреваемых взаимные подозрения внутри компании неверная квалификация преступления правоохранительными органами необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела NB: 45,8% респондентов не предают огласке факты корпоративного мошенничества
Предварительные итоги Исследования Возмещение вреда, причиненного корп. мошенничеством Меры по возмещению вреда: 57,5% - переговоры о добровольной компенсации 52,2% - привлечение виновных материальной ответственности 34,1% - обращение в суд с иском о возмещении ущерба 13,0% - применение обеспечительных мер 8,7% - меры не принимались Эффективность мер по возмещению вреда 41,7% - компенсирована часть ущерба 25,0% - компенсирован ущерб 16,7% - ущерб и упущенная выгода доказаны, но фактически не компенсированы 12,5% - ущерб и упущенная выгода не доказаны 11 NB:Только одна компания компенсировала причиненный вред в полном объеме. Затраты на восстановление нарушенного права не оценивались
Противодействие корпоративному мошенничеству Основные инструменты Основные инструменты кодекс корпоративного поведения, политики противодействия корп. мошенничеству специальные антикоррупционные регламенты основных бизнес процессов специальные службы (внутреннего аудита; контрольно- ревизионная; комплаенс; процессингового контроля; экономической безопасности и др.), подчиненные напрямую акционерам и / или совету директоров регламент расследования случаев корпоративного мощенничества антикоррупционная экспертиза контрагентов и персонала антикорупционные оговорки в контрактах с контрагентами и сотрудниками регулярность коммуникаций от лица топ-менеджеров тренинга и аттестация персонала в соответствии с процедурами комплаенс публичность случаев корпоративного мошенничества внедрение «help line» NB: Сочетание проактивных и реактивных методов 12
Противодействие корпоративному мошенничеству Необходимые изменения пропаганда выгоды свободного от коррупции бизнеса распространение эффективного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления на них со стороны недобросовестных представителей государственных органов внедрение комплаенс-программ, которые предусматривают корпоративные антикоррупционные стандарты, включая установление санкций к компаниям и сотрудникам компаний адаптация к российской правовой система международного опыта, в том числе: UK Bribery Act 2010 (например: установление каких-либо преференций для компаний, имеющих комлплаенс систему) Foreign Corrupt Practices Act Sarbanes-Oxley Act (например: требования к кодексу корпоративного поведения; контрсигнатура всех докладов в SEC, запрет предоставления займов директорам) отнесение коммерческого подкупа к формам недобросовестной конкуренции и усиление ответственности синхронизация понятия «коррупция» с нормами Уголовного кодекса РФ расширение полномочий адвокатов при проведении адвокатских расследований
КРАСНОДАР ТЕЛ.: +7 (861) ФАКС: +7 (861) ВОЛГОГРАД ТЕЛ.: +7 (8442) /13/14/15 ФАКС: +7 (8442) МОСКВА ТЕЛ.: +7 (495) ФАКС: +7 (495) МИХАИЛ САФАРОВ Партнер