Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики.
Особенности государственной политики в области образования признанием, основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах. признанием, основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах.
Главным отличием образования петровских времен стали: 1) его светский характер 1) его светский характер 2) соединение обучения с практикой 2) соединение обучения с практикой Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.
Обучение дворян Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться: Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться: 1) на дому, 1) на дому, 2) в частных школах; 2) в частных школах; 3) в государственных школах. 3) в государственных школах.
Обучение дворян Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться.
Реформа алфавита проведена в гг. проведена в гг. старославянская кириллица была заменена более простым «гражданским» печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел арабскими цифрами. старославянская кириллица была заменена более простым «гражданским» печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел арабскими цифрами.
Реформа алфавита способствовала: 1) Распространению грамотности, 1) Распространению грамотности, 2) Развитию светской школы; 2) Развитию светской школы; 3) активизации книгоиздательского дела 3) активизации книгоиздательского дела
Система начального и среднего общего образования: 1) оставалась в XVIII веке практически неразвитой. 1) оставалась в XVIII веке практически неразвитой. 2) В 1714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. 2) В 1714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян.
Ориентация системы образования на подготовку специалистов обусловила наибольшее развитие системы профессиональных учебных заведений. 1) В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. эта школа преобразована в Морскую академию. 1) В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. эта школа преобразована в Морскую академию.
2) При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам, а позже школа канцелярских служащих. 3) В это же время были созданы Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707), на уральских заводах создавались горнозаводские училища.
Высшая школа: 1) Находилась на стадии становления. 1) Находилась на стадии становления. 2) Для подготовки научных кадров при созданной указом Петра I в 1724 г. Академии наук и художеств были открыты Академический университет к Академическая гимназия. 2) Для подготовки научных кадров при созданной указом Петра I в 1724 г. Академии наук и художеств были открыты Академический университет к Академическая гимназия.
Государственная политика в области образования в Екатерининскую эпоху 1) тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. 1) тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. 2) перед Екатериной II стояла задача с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать «новой породы людей». В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования. 2) перед Екатериной II стояла задача с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать «новой породы людей». В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.
Начальная школа 1) оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. 1) оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. 2 ) в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища. 2 ) в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища.
Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных коммерческих и др. профессиональных школ. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных коммерческих и др. профессиональных школ.
изменения в системе высшей школы Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту Ломоносова и Шувалова Московский императорский университет. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту Ломоносова и Шувалова Московский императорский университет. В 1757 г. в Петербурге по проекту И. И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств (в 1764 г. преобразована в Императорскую Академию художеств. В 1757 г. в Петербурге по проекту И. И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств (в 1764 г. преобразована в Императорскую Академию художеств.