Библейские мотивы в русской литературе. Работу выполнил: ученик 10 класса МКОУ СОШ п. Зерновой Яковлев Дмитрий. Руководитель: учитель русского языка и литературы: О.В. Тимофеева
М.Горький
Н. С.Гумилев. Эл. собр. сочинений
Великое томление, неустанное богоискание заложено в русской душе… Вся почти русская литература, великая русская литература свидетельствует об том богоискании… Н.Бердяев
Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать, «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
В рукописях самого Пушкина за годы отражено его отношение к вере: «Не допускать существования Бога значит быть еще глупее, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». Это мировоззрение Пушкина легко просматривается в его произведениях.
Пророк – 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее и будущее. 2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь. Нет пророка в своём отечестве (книж.) – о верных суждениях, уме, которые у себя, среди своих часто оказываются не оценены. Посредник между Богом и людьми. Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
Личность сильная, во рту которого вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнём» К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей» «Так всегда бывает со Священным Писанием: сколько его не перечитывай, чем более всё освещается и расширяется…в нём находишь всю человеческую жизнь…»
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного, Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную, Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. 1837
« Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Библия – единственный путь спасения, по мнению Достоевского. Писатель сумел сохранить в себе чувство преклонения перед Христом как высшим воплощением добра.
Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Мене оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене…» Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью Иисус искупил грехи людей и стало возможным (свершилось) духовное возрождение человечества.
Семья должна стать цитаделью Добра, хранящей Справедливость, Красоту, Свет, Тепло Вечности и Бога в душе. Мы выдержали испытания Гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны, перестройки, которые, казалось бы, должны неизбежно сокрушить наши крепости. Неужели нас сломит безнравственный кризис?! Может ли человек в наше трудное время жить по христианским заповедям? Ответ только один: может и должен. И этот первый шаг в этом великом духовном пути должен сделать каждый.
Прошли века ничего не изменилось. Библейские темы и образы не стали менее актуальны в искусстве, а, наоборот, получили наивысшую степень остроты. Наверное, это вселяет надежду в то, что человек не деградирует, а, напротив, находится в поиске ответов на все те же вопросы и проблемы, которые волновали людей с древних времен: о добре и зле, о любви и ненависти, о прощении и выборе и многие другие.
Сотвори мир в душе и пошли его людям. Ф.А.Абрамов