Имя моё – Владимир, Фамилия – Маяковский. Звонкая такая фамилия, Как из железа скованная. Занят любимым делом, Что бы там ни гундосили. Вой, сор, кулак да яма – Вот где моя стихия. А я стою над ними, Будто я сам – Мессия. М.Цветаева.
Русский футуризм, 20 век Искусство умерло…. Да здравствует искусство! В.Маяковский
Цели урока: * познакомиться с предпосылками возникновения футуризма; *раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание, основные группы; *показать значение футуризма для русской литературы 20 века; * научиться различать поэзию символизма, акмеизма и футуризма
- дегуманизация – нарастание бездуховности, бесправия, неравенства, несправедливости; обезличивание человека - урбанизация – рост городов
Футуризм (1910 – 1917) – авангардистское литературное течение начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие прошлого, проповедовавшее стремление к новому искусству путем разрушения старых форм и условностей искусства.
тайна, недосказанность, намек нечто далекое, нереальное, человек – мечта ВОЗВЫШЕННО- РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Утонченность, изысканность стиха, музыкальность «Искусство ради искусства», писали для избранных реальные факты, события, люди; точность В основе – человек, воспевают его пользу, а не тайну; связь с наукой, техникой СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА, ВУЛЬГАРИЗМЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ Эпатаж, крайности в поведении, названии стихотворений «Искусство для масс», должно быть понятно и доступно всем
Д.Бурлюк, В.Хлебников, И.Северянин, В.Маяковский 1912 – первый манифест «Пощечина общественному вкусу» - футуристы утверждают себя на роль «новых людей нового времени» 1913 – второй сборник футуристов «Садок судей», в котором были изложены главные принципы футуристов
Слева направо - А. Чеботаревская, В. Баян, Ф. Сологуб, Б. Богомолов, И. Северянин
"Переворачивание устоев": М.Матюшин, А.Кручёных, П.Филонов, И. Школьник, К.Малевич г.
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Отрицание классической литературы и ее наследия (ее считали «собранием окаменелых ценностей», ничтожным этапом развития. Уничтожить старый язык, старые литературные авторитеты. Мы приказываем чтить права поэтов на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание. Мы перестали рассматривать словопострое- ние и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис. Мы приказываем чтить права поэтов на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). Отрицание общепринятых норм русского языка, разрушение привычного синтаксиса, отрицание знаков препинания. Установка на «самовитое» слово. Провозглашается необходимость эксперимента со словом, создание новых слов самими авторами.
Создание нового поэтического размера и ритма (свободного стиха) Новая рифма, которую называют передней, средней и обратной. Создание нового образа лирического героя. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение рождает новый свободный ритм поэту. - Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным Агрессия, анархия, бунт, эпатаж как художественная норма (Были свойственны скандальные выходки; нарушение общепризнанных норм поведения)
ГРУППЫ ФУТУРИСТОВ : * Кубофутуристы «Гилея» год (Д.Бурлюк, В.Хлебников) О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно.
Эгофутуристы «Академия эго – поэзии», 1912 год, И.Северянин. Лозунг «Душа – единственная истина» Я, гений Игорь-Северянин. Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!
« Мезонин поэзии» - лето 1913 года, во главе В.Шершеневич. Центральное место в поэтике занимало «слово – запах» « Центрифуга» год, Б.Пастернак. Выступали против культурного нигилизма, задача искусства в преобразовании временного в вечное.
В.Маяковский У – лица: Лица У догов городов резче. Через железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы…
Эгополонез Живи,Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадит Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! – поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое – всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! – Тебе бессмертье предрешено! Первый снег Серебро, огни и блестки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это- область чьей-то грезы, Это – призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! *** Он поклялся в строгом храме Перед статуей мадонны, Что он будет верен даме, Той, чьи взоры непреклонны. И забыл о тайном браке, Всюду ласки расточая, Ночью был зарезан в драке И пришел к преддверьям рая. «Ты ль в моем не клялся храме,- Прозвучала речь мадонны,- Что ты будешь верен даме, Той, чьи взоры непреклонны? Отойди, не эти жатвы Собирает Царь Небесный. Кто нарушил слово клятвы, Гибнет, Богу неизвестный». Но, печальный и упрямый, Он припал к ногам мадонны: «Я нигде не встретил дамы, Той, чьи взоры непреклонны».