Повторяем! Обобщаем! Закрепляем!
Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании. Члены предложения обособляются, то есть на письме выделяются запятыми.
Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения Обособленные определения и приложения Обособленные обстоятельства Обособленные дополнения Обособленные члены предложения со значением сравнения, уподобления Сравнительные обороты Обособленные члены предложения со значением уточнения, присоединения Уточняющие члены предложения Присоединительные члены предложения
Геолог, он исколесил всю Сибирь.(И.Крылов) Но, преданный и покинутый, почти безоружный, он был все еще страшен.(Д.Мережковский) - если относятся к личному местоимению Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.(В.Солоухин) Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. - если стоят после определяемого слова Истощенный лишениями, старик слег в постель.(А.Герцен) Ср.: Старик слег в постель, так как он был истощен лишениями. - если имеют добавочное обстоятельственное значение и их можно заменить придаточным с союзами : так как, потому что, хотя, несмотря на то что
В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер. (М.Булгаков) - если отделены от определяемого слова другими членами предложения. Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А.Чехов) - если приложение (распространенное и нераспространенное) стоит после имени собственного и уточняет его. Пьер, как законный сын, получил все. (Л.Толстой) - если приложение с союзом как имеет значение причины.
1) относятся к личному местоимению: В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она тихо подошла к столу.(М.Горький) 2)относятся к имени собственному: Наташа, в голубом платье, выглядела особенно нарядно.(Л.Толстой) 3)образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями: На место Максима взяли солдатика, костлявого, с маленькой головой и рыжими глазами.(М.Горький)
1)они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница… (Н.Заболоцкий) 2)как правило, обособляются обстоятельства, если они выражены существительными с предлогами благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в отличие от, вследствие, за неимением, при согласии и др.(особенно внутри предложения) Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции. (А.Чехов) 3) они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на. Несмотря на поздний час, было душно.
1) ОДИНОЧНЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ К НАРЕЧИЯМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ (КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?): До двух часов занятия шли не прерываясь. (= беспрерывно) 2) ОДИНОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ НАРЕЧИЯМИ СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА, НЕХОТЯ, ШУТЯ И ДР.: Перевозчик греб стоя. 3) ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ДЕЕПРИЧАСТИЯ: слушать раскрыв рот, мчаться высунув язык и др.
1)Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 2)И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 3)Лев Иванович Попов, человек нервный, несчастный на службе и в семейной жизни, потянул к себе счеты и снова стал считать. 4)Ошеломленная мать, неотрывно смотрела на Рябинина.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1)Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами. 2)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. 3)В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности. 4)Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
1)Елизавета неожиданно покраснела и замолчала. 2)Ученики сидели за партами и терпеливо ждали, когда придет учитель. 3)Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропинке.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1)в аудитории началась дискуссия. 2)у меня возник интерес к этой проблеме. 3)требуются конкретные примеры. 4)мы имели в виду главным образом его словарный запас.