«ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» ( Н. ДОБРОЛЮБОВ ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. ( ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».
1823 – 1886 г.г. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
ЭПИГРАФ « Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» ( Н. Добролюбов)
И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза» «В «Грозе» есть что- то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)
« Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов. «…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов) « Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)
I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. а) сердечное отношение родных. б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…) в) относительная свобода. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.
2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: а) болезненная впечатлительность, экзальтированность; б) романтическое отношение к жизни. 3. Жизнь Катерины в доме Кабановой. а) жестокое отношение Кабанихи; б) постоянный духовный бунт; в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. а) осознание своей обреченности; б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни; в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.
5. Основные черты характера: а) честность, непосредственность; б) моральная чистота; в) решительность, мужество; г) страстность натуры, глубина чувств; д) стремление к свободе; е) поэтичность натуры; ж) незаурядный ум; з) доброта, бескорыстие.
6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила? III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.
ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ: «В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…» «К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.) Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по- старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»
ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»
«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни …».
«Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут дети…»
1. - духовно богатая, поэтическая, возвышенная натура; 2. - сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; 3. -не идет на нравственные компромиссы (на «сделку с совестью»; 4. испытывает отвращение ко лжи, обману; 5. -жаждет свободы и счастья 1. - пугается силы и глубины своего чувства к Борису; 2. -обладает обостренным чувством справедливости; 3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви; 4. -переживает чувство вины перед Тихоном; 5. -нравственные понятия религиозно окрашены «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»
«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»
Стрепетова в роли Катерины «Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы увидели это мученичество во всем его ужасе, во всей его нетленной красоте» (В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. – М. : Петроград, 1923г).
Заслуженная артистка ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА «Ее Катерина, действительно, была не мимолетная искра, а»луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.» (С.Н. Дурылин)
«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» - могучая русская народная трагедия, а роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и ее способность к победе над этой злой долей».(С.Н. Дурылин) И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины. Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни». (Н,Добролюбов )