Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
Advertisements

Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев «После Грозы Островского» (1860) Споры критиков.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»
А.Н.Островский Образ грозы в пьесе «Гроза» СОСТАВИЛА С. И. ТАРАСЕНКО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
Драма «Гроза» А.Н.Островский. 2 Урок литературы 10 класс «Катерина в борьбе за свои человеческие права» Учитель- Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская.
Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики. Ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ И ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» Ильина Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ Борской СОШ 1 «О Ц»
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Транксрипт:

Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин

Вопрос о жанре Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием»

«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В.Г.Белинский». «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель).

«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно – исторического развития» (Литературоведческий словарь) Изменение исходной позиции в конце трагедии.

В пьесе «Гроза»: Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным.

Драма «Гроза» Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни.

КРИТИКИ О «ГРОЗЕ» Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К СТАТЬЕ Н.ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ, И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ, И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ»

ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ»

ВЗГЛЯДЫ Д.ПИСАРЕВА – ЭТО ПОЛЕМИКА С ДОБРОЛЮБОВЫМ. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного. Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Взгляды А.Григорьева Народность – главное в творчестве Островского. Народность – главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Пьеса «Гроза» на сцене Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка свой взгляд, своя интерпретация Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза»,и это говорит о ее жизненности, и о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.