Организация исследовательской деятельности обучающихся Синявина Алла Федоровна, учитель английского языка МОУ «СОШ 14» г. Воркуты
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили.
"Конус обучения Э. Дейла
«Исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была». А. И. Савенков
это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы: Исследовательская деятельность
Этапы исследовательской деятельности: - изучение теоретического материала - выделение проблемы, постановка цели и задач исследования - формулировка рабочей гипотезы - освоение методики исследования - сбор собственного экспериментального материала - обработка материала - обобщение, анализ, выводы - представление исследовательской работы
Развитие авторской позиции исследователя Самостоятельная работа обучающихся Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы Выбор объекта исследования Проведение исследований Анализ результатов и выводов
«Назначение Учителя- помочь родиться мысли ученика». (Сократ) Консультационная работа руководителя Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работы Подбор методики обработки Составление плана презентации
Выбор темы исследования Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Темы исследований теоретические эмпирические ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках проведение собственных наблюдений и экспериментов
Основные критерии выбора темы: 1. Тема должна представлять интерес для учащегося. 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. 3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер Требованиях к формулировке темы: 1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. 2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику. 3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться. Формулировка темы
Определение гипотезы Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно - обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Цель и задачи исследования Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Классификация задач исследования. Степень сложности экспериментальных данных Практические Собственно исследовательские Научные Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр. Эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов
Методы исследования Методы исследования теоретическиеэмпирическиематематические Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделирование Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования
Виды исследовательских работ Информационно-реферативные Экспериментально -творческие Натуралистические и описательные Исследовательско -творческие Проблемно - реферативные
Правила работы учителя с обучающимися при проведении исследования Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила: 1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески.
фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Первый уровень классификации - «общие направления исследований»: Живая природа Человек Общество Культура Земля Вселенная Наука Техника Экономика
Человек: 1.Происхождение человека. 2. Развитие человеческого организма. 3. Медицина. 4. Психология человека. 5.Деятельность. 6. Выдающиеся мыслители.
Общество 1. Цивилизации. 2. Государства и страны. 3. История. 4. Демография. 5. Государственные деятели.
1.Язык. 2. Религия. 3.Искусство. 4. Образование. Культура
Земля 1. География. 2. Климат. 3. Строение Земли.
Вселенная: 1.Галактики. 2. Солнце. 3.Звезды. 4. Инопланетные цивилизации.
1. Математика. 2.Физика. 3.Химия. 4.Астрономия. 5. История науки. 6. Филология. Наука:
Экономика: 1.Финансы и производство. 2.Деньги и торговля. 3 Банки.
Структура исследовательской работы: 1. Введение (актуальность темы, гипотеза, цель, задачи, предмет работы, объект исследования, практическая ценность). 2. Основная часть (описание исследований). 3. Заключение. 4. Литература. 5. Приложения.
Ожидаемый результат исследовательской деятельности: интеллектуально-творческое развитие и личностный рост ребёнка, а именно: умение работать с информацией опыт целеполагания опыт планирования расширение кругозора развитие мышления развитие эмоциональной сферы опыт публичного выступления.
Исследовательская деятельность – это деятельность творческая « … копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Е.П. Торранс (американский психолог )
Спасибо за внимание!