Мониторинг качества и эффективности медицинской помощи. Подходы, модели, понятийный аппарат. Мухин Юрий Юрьевич, Itm.consef.ru 1
Цели создания инфраструктуры управления качеством, доступностью и эффективностью медицинской помощи. -Возможность улучшить ключевые характеристики состояния здоровья населения: ожидаемая продолжительность жизни, общий коэффициент смертности, уровень рождаемости, утраты трудоспособности и др. -Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью. -Создание системы мониторинга и анализа эффективности государственных инвестиций в здравоохранение. -Создание гибкой системы мотивации специалистов и учреждений в сфере здравоохранения. - Формирование проектного подхода с целью построения эффективного менеджмента здравоохранения в условиях одноканального финансирования. -Создание инструмента для системной связки новых инструментов контроля и мотивации в здравоохранении: стандарты – порядки – материально - техническая база – профессиональные стандарты - оплата труда и материальное стимулирование. itm.consef.ru 2
Основные направления реализации на период гг. - Повышение оплаты труда медицинских работников с одновременным переходом на эффективный контракт. -Достижение запланированных показателей общественного здоровья. -Создание системы эффективного управления медицинскими организациями без потерь в качестве медицинской помощи для населения. -Проведение инфраструктурных преобразований в системе оказания медицинской помощи itm.consef.ru 3
Основные этапы формирования системы контроля качества и эффективности медицинской помощи в новейшей истории России Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от (с изменениями и дополнениями) Законы, подзаконные акты о медицинском страховании граждан, приказы, инструктивные письма и другие документы ФОМС Национальный проект «Здоровье». Создание структур по управлению качеством медицинской помощи в органах управления здравоохранением субъектов в Российской Федерации. Определение системы контроля качества и эффективности медицинской помощи в качестве одного из приоритетов развития национальной системы здравоохранения Создание Росздравнадзора и наделение его рядом функций по контролю за выполнением стандартов и порядков оказания медицинской помощи Формирование методологии оценки и инфраструктуры по реализации задач повышения качества и эффективности медицинской помощи Достижение основных показателей структурных преобразований системы медицинской помощи, а также состояния здоровья населения.. itm.consef.ru
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ Приоритетный национальный проект «Здоровье» Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации Нормативное обеспечение национальной системы контроля качества и эффективности медицинской помощи Стандарты медицинской помощи 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г р утвержден план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152 г. "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". Порядки оказания медицинской помощи Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об общественном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об общественном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". itm.consef.ru Профессиональные стандарты в области здравоохранения и система аккредитации
Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (основные положения и сроки для ФГУ). (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г р) itm.consef.ru6 Наименование мероприятияСрок реализации Ответственные исполнители Ожидаемый результат Разработка планов мероприятий по повышению эффективности ФГУ … на основе целевых показателей деятельности учреждения… 1 апреля 2013Минздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Создание резервов за счет оптимизация структуры оказания медицинской помощи Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных ФГУ 1 июля 2013Минздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Критерии оценки деятельности медицинских работников Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, … с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов ежегодноМинздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Оптимизация численности административно- управленческого персонала Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения 2013 – 2014Минтруд России, Минздрав России Образовательные программы – аккредитация медицинских работников с 1 января 2016 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" : Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации ( Росздравнадзор); 2) Определения и контроля показателей качества деятельности медицинских организаций (Исполнительные органы власти в сфере здравоохранения, ТФОМС и страховые медицинские организации); 3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями; 4) разработки и утверждения 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников (Минтруд России в соответствии с приказом от 30 ноября 2012 г. 565) для системы аккредитации и оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг ( Исполнительные органы власти в сфере здравоохранения); 5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности (Минздрав России). itm.consef.ru 7
Группы критериев доступности и качества медицинской помощи ( Письмо Минздрава России от /10/ во исполнение п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ) itm.consef.ru 8 а) общие показатели (15 показателей), в том числе: удовлетворенность населения медицинской помощью - в процентах от числа опрошенных; смертность населения (10 показателей); количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы; обеспеченность населения врачами (на человек населения), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; средняя длительность лечения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (число дней); и др. б) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи (4 показателя): в) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи: г) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи ( 2 показателя):
Эффективность медицинской помощи, составляющие: Медицинский эффект определяется степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи. Социальный эффект отражает степень улучшения показателей здоровья населения или его отдельных групп (средняя продолжительность жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности и др.) и степень удовлетворенности населения бесплатной медицинской помощью. При оценке социального эффекта необходимо взвешенно и обоснованно подходить к анализу и выводам, поскольку влияние системы здравоохранения на показатели здоровья нации имеет свои определенные границы. Экономическая эффективность – полученный результат (критерии медицинского и социального эффекта) в сопоставлении с затратами на его достижение, выраженный в рублях. itm.consef.ru9
Эффективность деятельности медицинских организаций (Письмо Минздрава России от /10/2-5718) Эффективность деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, оценивается на основе: 1. Критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных разделом VII «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи..». 2. Показателей ресурсного обеспечения медицинской помощи. itm.consef.ru10
Коэффициенты оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях : Коэффициент выполнения функции врачебной должности - для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях: Кв = Рф:Рн, где Рф - фактическое число посещений; Рн - плановое, нормативное число посещений. Показатель рационального использования коечного фонда оценивается как обеспечение нормативных показателей занятости койки при соблюдении нормативных сроков лечения: Kr = Of : On = Uf/Bf : Un/Bn, где: Of - фактический оборот койки, как отношение фактической занятости койки (Uf) к фактическим срокам лечения (Bf),On - нормативный оборот койки, как нормативная занятость койки (Un) к нормативному сроку лечения (Bn). Коэффициент целевого использования коечного фонда отражает занятость койки для обоснованной госпитализации стационарных больных, определяется экспертным путем и не может быть более 1: Ks= Us : Uo, где Us – количество больных, госпитализированных при наличии обоснованных показаний для стационарного лечения, оценивается экспертами иных больничных учреждений, страховых медицинских организаций и территориального фонда обязательного медицинского страхования,Uo – общее количество госпитализированных больных Коэффициент эффективного использования коечного фонда (Кэ) на основе оценки рационального и целевого использования коечного фонда - Кэ = Kr x Ks Экономический ущерб определяется по формуле: У = Ф х (1 - Кэ) где:У – экономический ущерб в рублях, Ф – сумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание всего коечного фонда Кэ – коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда. При отсутствии данных о нормативах деятельности стационара принимаются значения среднегодовой занятости койки – 340 дней, средних сроков лечения – 11,4 дней и оборота койки – 29,8 больных за год. Коэффициенты финансовых затрат поликлиники (Кп) и стационара (Кс): Кп= Фп:Пп Кс= Фс: Пс Для этого сумма фактических расходов поликлиники (Фп) и стационара (Фс) сравнивается с утвержденными суммами расходов по поликлинике (Пп) и стационару (Пс) itm.consef.ru 11
Отечественный опыт внедрения систем оценки качества, доступности и эффективности медицинской помощи: 1. Метод коллектива ВНИИ им. Семашко, основан на расчете единого для всех типов ЛПУ специального показателя качества и эффективности - интегрального коэффициента эффективности (Ки), представляющего собой произведение коэффициентов медицинской эффективности (Км), социальной эффективности (Кс) и коэффициента соотношения затрат (Кз): Ки = Км х Кс х Кз, где Км = (число случаев достигнутых медицинских результатов)/(общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи); Кс = (число случаев удовлетворенности потребителя)/(общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи); Кз = (нормативные затраты)/(фактически произведенные затраты на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи). Основным элементом этой системы является определение степени достижения конкретного результата, которым в зависимости от оцениваемого объекта могут быть: показатели динамики состояния пациентов при оценке эффективности лечебно-диагностического процесса; показатели динамики их здоровья при оценке здоровья определенных контингентов; удовлетворенность пациентов, врача, медицинского работника; создание гуманных условий больному в терминальной стадии заболевания; степень социальной (социально-экономической) адаптации пациента и пр. itm.consef.ru12
Отечественный опыт внедрения систем оценки качества, доступности и эффективности медицинской помощи: 2.Система «Автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи» ( разработчики: Коллективы Санкт-Петербургского НИИ кардиологии МЗМП РФ, НВМО «Центр качества и квалификации» и АО «Россгострах Санкт-Петербург»). Авторам метода удалось создать формализованный язык экспертизы качества медицинской помощи и специализированное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать сам процесс экспертизы и предоставляющее дополнительные сервисные функции – шаблон протокола экспертизы и заключения, глоссарий, контекстный поиск, нормативные, методические материалы и т.д. 3. Метод оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанный на сравнении фактически оказанной медицинской помощи с медико-экономическим стандартом (МЭС, КСГ). В определенной мере этот метод разработан, адаптирован для практической деятельности и внедрен сотрудниками Института социально-экономических проблем здравоохранения г. Кемерово, Кемеровским облздравотделом и Кемеровской областной больничной кассой «Кузбасс», хотя многими территориями России достаточно эффективно используются аналогичный или подобные методы оценки КМП, адаптированные к конкретным условиям. itm.consef.ru13
Ключевые показатели эффективности (KPI) Позволяют: Определить цели организации и роль каждого сотрудника в их достижении, включая смежные,сервисные и другие подразделения и организации, участвующие в процессе оказания медицинской помощи. Выделить количественные и качественные параметры, достижение которых сотрудником и его подразделением соответствует интересам организации. Создать гибкую систему мотивации, основанную на комплексном учете личных и групповых достижений, поддержке инициативы, ответственности и солидарности. itm.consef.ru14
Матрица KPI itm.consef.ru15 Ключевые показатели, наименование ВесаБазовый (минималь- ный уровень) Норматив- ный уровень Плановый уровень Фактический уровень Относитель- ное значение Общие (1-3 показателя) Личные (3-5 показателей): Количественные Качественные ( в относительных единицах) Итоговое значение (относительное)
Благодарю за внимание! Вопросы? Мухин Юрий Юрьевич, Itm.consef.ru itm.consef.ru16