Профилизация школы 1236 Инновационный проект
Актуальность темы В рамках программы «Столичное образование» приоритеты политики Правительства города Москвы в сфере общего и дополнительного образования состоят в том, чтобы обеспечить вклад образования в формирование человеческого капитала столицы, в улучшение жизни детей и всего населения, в повышении глобальной конкурентоспособности. В связи с этим, должны решаться такие задачи, как: обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда; формирование спектра гибких профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей работодателей города Москвы в квалифицированных кадрах;
Актуальность темы создание сети профильных общеобразовательных учреждений; внедрение системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся; создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. Таким образом, на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях.
«Профильное обучение в общеобразовательной школе, как фактор самоопределения личности ученика, его профессиональной ориентации и выявления ценностных аспектов профессиональной деятельности обучающегося». Концепция – осуществление двух уровней образования – базового и профильного. 1.Разработать правила перехода обучающегося с одного профиля на другой, а также выбора предметов. Такие правила создадут возможность учащемуся реально определить самостоятельную образовательную направленность и при выборе профиля обучения учитывать необходимость соблюдения прав и интересов школы. 2.Предоставление учащемуся всех профилей обучения, в соотнесении с возможностями школы.
Цели проекта: 1.Выявление критериев для распределения учащихся по профилям; 2. Расширение возможностей социализации и оказание помощи обучающемуся в реализации профессионального самоопределения. 3. Осуществление компетентностного подхода с разработкой форм и методов обучения отличных от традиционных. 4. Выявление наиболее оптимального возраста для реализации профильного обучения.
Задачи проекта: Сохранение баланса между профильным обучением и образовательной функцией школы, во избежание узкопрофессиональной направленности обучения. Расширение смысла понятия «профилизация», как для родителей, педагогов, так и для учащихся. Так как в массовом сознании, чаще, это понятие ассоциируется, с конкретным ВУЗом, чем с конкретными предметами. Дифференцировать понятия «профильный» и «узкопрофильный» во избежание подмены понятий. Основная цель профильных классов – не только дать углублённые знания для поступления в конкретный ВУЗ или вузы такого же профиля, но и развить в целом, творческие способности личности. Неприемлемым представляется перенос части вузовской программы в школу.
План работы инновационной площадки в период с г. по Подготовительный этап: Уточнение и определение темы инновационного проекта; Согласование целей и задач проекта; Подбор методической литературы, кадрового состава; Ознакомление с актуальностью проблематики в современном образовании.
План работы: 2.Изучение и подбор методического материала по данной теме; 3.Выявление наиболее оптимального возраста для реализации профильного обучения. 4.Выявление критериев для распределения учащихся по профилям.
Обсуждался ли в семье выбор будущей профессии ребёнка
Профиль будущей профессии ребёнка
Учебные предметы, необходимые для будущей профессии (по мнению родителей)
мнение родителей о необходимости обучения детей в профильном классе
Помогут ли ученикам выбранные профили в будущей профессии
Полезный профиль для ребёнка (по мнению родителей)
Предполагаемый профиль обучения в классах
Какие цели ставятся родителями, при выборе обучения ребёнка в профильном классе
Цели, ставящиеся учениками выбирающими профильное обучение
Факторы, влияющие на выбор профиля Факторы9-А9-Б Нравятся входящие в этот профиль предметы78%56% Плохо успевают по другим предметам19%4% Этот профиль связан с будущей профессией78%68% Посоветовали родители7%12% Профиль выбрал мой друг11%4% Перспектива для будущих этапов обучения33%68% Наличие шанса продолжить обучение в определенном учебном заведении 22%44% Есть опыт посещения кружков, студий, связанных с этим профилем 19%8% На выбор повлияли средства массовой информации, кинофильмы, литературные произведения 7%12% Рекомендации учителей, психолога0%8%
Соответствие ожиданий родителей и детей по поводу дальнейшей учёбы
Способности, проявившиеся у детей во время обучения в школе (по мнению родителей)
Факторы, влияющие на выбор профессии учащихся
Области деятельности, рекомендуемые родителями детям
Наиболее желательный формат курсов по выбору 9-А9-Б Уроки, традиционные учебные занятия 60%44% Подготовка и защита проектов, рефератов 44%12% Проведение экспериментов, исследований 44%28% Обучение в практической деятельности на предприятиях, лабораториях 30%32% Анализ ситуаций и игровое моделирование 41%36% Индивидуальные консультации с учителем 48%12% Деловые и ролевые игры, тренинги 44%36% Дистанционная (через Интернет) 0%8%
Предпочитаемый режим занятий по выбору
Необходимая помощь школы для решения данного вопроса подготовка учеников по выбранным предметам; увеличение количества часов по выбранным предметам; не навязывание никаких профессий; предоставление информации ученикам о ВУЗах в Москвы и особенностях обучения в них; дополнительное образование при школе для поступление в ВУЗы.