Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова Людмила Леонасовна
Актуальность: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.
Цель: Освоение методических основ кейс – технологии.Задачи: Отработка алгоритма применения кейс - технологии; Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем.
Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). сотворчество При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Этапы кейс метода 1.Представление конкретных жизненных ситуаций; 2.Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения; 3.Актуализация комплекса знаний для решения проблемы; 4.Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.
Работа ученика с кейсом 1 этап знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап выделение основной проблемы (проблем); 3 этап анализ принятия того или иного решения; 4 этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом;работа с кейсом организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
Источники кейсов Реальная жизнь; Средства массовой информации; Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература; Интернет.
Кейс по теме «Давление»
Всесторонне изучив данную проблему пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление. Рефлексия
Вывод Преимущества кейс-технологий: использование принципов проблемного обучения получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ. Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.