Практическое занятие
В ходе практических работ, опытов выясним, как можно идентифицировать общеизвестные лекарственные средства, самостоятельно приготовим фармакологические растворы.
Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними. Цель. Ознакомить учащихся с образцами лекарственных препаратов, расширить и углубить знания по данной теме.
Ступка и пестик, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок; зеленка, NaOH, HCL, серная кислота, сульфат меди, аспирин, димедрол, ампициллин, спиртовый раствор левомицетина, раствор фурацилина.
В пробирку наливают 1 мл раствора бриллиантового зеленого и столько же 1М (4%-го) раствора соляной кислоты. Появляется оранжевое окрашивание.
В пробирку наливают 1 мл раствора бриллиантового зеленого и добавляют по каплям 2М раствор NaOH. Образуется бледно – зеленый осадок основания бриллиантового зеленого.
Рассмотрите образцы димедрола. Одну таблетку измельчите и поместите в пробирку. Добавьте в нее 2-3 капли концентрированной серной кислоты. Наблюдайте образование желтой оксониевой соли.
В пробирку наливают 1 мл раствора ампициллина и столько же 2М раствора NaOH. В полученную смесь добавляют 2-3 капли 10%-го раствора CuSO 4. Пробирку встряхивают. Появляется фиолетовое окрашивание, характерное для биуретовой реакции. Постепенно окраска изменяется на бурую.
В пробирку наливают 1 мл раствора левомицетина (в этиловом спирте), добавляют столько же 2М раствора щелочи и нагревают ее. Появляется кирпично-красное окрашивание, характерное для азобензойной кислоты, образующейся в ходе разложения левомицетина в щелочной среде.
В пробирку наливают 1 мл раствора фурацилина и добавляют к нему 0,5 мл 2М раствора NaOH. Наблюдается изменение окраски с желтой на оранжево-красную.
Цель. Научить школьников идентифицировать с помощью химических реакций наиболее распространенные лекарственные средства. Способствовать совершенствованию их умений обращаться с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием. Предоставить учащимся возможность удовлетворить свои интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальной работы.
Пробирки, ступка с пестиком, химические стаканчики (50 мл, 2 шт.), коническая колба, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, медная сетка, держатель для пробирок; таблетки парацетамола, аспирина, гидроперита, стрептоцида, анальгина, растворы: FeCl 3 (10%-й), K 2 Cr 2 O 7 (10%-й), Na 2 CO 3 (10%-й), NaOH (10%-й), Cr 2 (SO 4 ) 3 (10%-й), BaCl 2 (20%-й); HNO 3 (конц.), HCl (р-ры 1 : 1 и 2М).
Растертую в ступке таблетку поместить в пробирку. Добавить 2-3 мл раствора карбоната натрия. Раствор кипятить 2-3 мин. К охлажденному раствору добавить 1-3 мл соляной кислоты. Раствор нагреть. Чувствуется запах уксусной кислоты.
В пробирку поместить растертую таблетку гидроперита, добавить 1-2 мл гидроксида натрия и 1-2 мл раствора сульфата хрома (III). Образуется ярко-желтый осадок хромата натрия. 2NaOH + H 2 O 2 = Na 2 O 2 + 2H 2 O, 5Na 2 O 2 + Cr 2 (SO 4 ) 3 = 2Na 2 CrO 4 + 3Na 2 SO 4 + O 2.
В пробирку поместить растертую таблетку стрептоцида, добавить 1-2 мл азотной кислоты и осторожно прокипятить в течение 1-2 минут. Раствор охладить, добавить к нему 2 мл дистиллированной воды и 1-2 мл раствора хлорида бария. Выпадает осадок белого цвета.
К 1 мл раствора анальгина добавляют 3-4 капли 10%-го раствора хлорида железа (III). Появляется темно-синее окрашивание, постепенно переходящее в темно-зеленое, а затем в оранжево-желтое.