Составляющие электронной информационной среды – компьютерные сети и цифровые технологии – позволяют качественно изменить традиционные подходы к информационно- библиотечному обслуживанию. Наибольшему влиянию в этом отношении подвержены следующие технологические элементы: I. Организация доступа к ресурсам; II. Организация процессов обслуживания; III. Организация отдельных форм обслуживания.
1999 г Получение гранта Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) на реализацию проекта «Подключение ДГПБ к компьютерной сети Интернет и создание электронного читального зала». Доступ пользователям к электронным ресурсам: справочно-правовым системам в ПЦПИ. Открыт электронный читальный зал первоначально на 10 рабочих мест на средства Администрации Ростовской области и Института "Открытое общество" (Фонда Сороса) г.- Получение гранта Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) на реализацию проекта «Подключение ДГПБ к компьютерной сети Интернет и создание электронного читального зала». Доступ пользователям к электронным ресурсам: справочно-правовым системам в ПЦПИ. Открыт электронный читальный зал первоначально на 10 рабочих мест на средства Администрации Ростовской области и Института "Открытое общество" (Фонда Сороса).
1999 г Сотрудники библиотеки осваивают методы и приемы работы на компьютере и в сети Интернет. С 2001 г. обучение принимает целенаправленный характер: «Поиск в Интернет»; «Основы работы с Windows и программами Microsoft Office»; «Работа с почтовыми программами»; «Основы автоматизации библиотечно- библиографических процессов» и др г.- Сотрудники библиотеки осваивают методы и приемы работы на компьютере и в сети Интернет. С 2001 г. обучение принимает целенаправленный характер: «Поиск в Интернет»; «Основы работы с Windows и программами Microsoft Office»; «Работа с почтовыми программами»; «Основы автоматизации библиотечно- библиографических процессов» и др.
2000 г - Обозначена тенденция к активному использованию информационных ресурсов библиотеки за счет предоставления доступа к электронному каталогу, полнотекстовым, библиографическим и фактографическим базам данных собственной генерации г - Обозначена тенденция к активному использованию информационных ресурсов библиотеки за счет предоставления доступа к электронному каталогу, полнотекстовым, библиографическим и фактографическим базам данных собственной генерации г. - Библиотека начинает подписывать онлайновые ресурсы.
Динамика роста фонда подписных электронных ресурсов ДГПБ
Преимущества данной формы сотрудничества неоспоримы: метаинформационная поддержка; метаинформационная поддержка; предоставление тестового доступа; предоставление тестового доступа; повышение квалификации, тренинги повышение квалификации, тренинги (2002 г., 2003 г., 2006 г.); (2002 г., 2003 г., 2006 г.); анализ пользовательской статистики; анализ пользовательской статистики; бонусы при подписке на электронные ресурсы; бонусы при подписке на электронные ресурсы; легитимность использования электронных легитимность использования электронных ресурсов. ресурсов.
2003 г Электронный читальный зал (ЭЧЗ) становится самостоятельным структурным подразделением библиотеки, перед которым была поставлена задача – создать эксклюзивную базу электронных информационных ресурсов, ориентированных на представление качественных, авторитетных сетевых и локальных ресурсов, отсутствующих не только в фондах ДГПБ, но и других библиотеках города. Показателем эффективности деятельности ЦЭР в новом качестве является динамика роста статистических данных за 2003 – первую половину 2008 г.г г.- Электронный читальный зал (ЭЧЗ) становится самостоятельным структурным подразделением библиотеки, перед которым была поставлена задача – создать эксклюзивную базу электронных информационных ресурсов, ориентированных на представление качественных, авторитетных сетевых и локальных ресурсов, отсутствующих не только в фондах ДГПБ, но и других библиотеках города. Показателем эффективности деятельности ЦЭР в новом качестве является динамика роста статистических данных за 2003 – первую половину 2008 г.г.
Сравнительный анализ статистических показателей ЭЧЗ и ЦЭР /2003 – 1-я пол г.г./ Электронный читальный зал Центр электронных ресурсов
Результаты, полученные на основе систематически проводимых анализов информационных запросов в ЦЭР свидетельствуют, что общественные и гуманитарные науки, медицина и естествознание занимают лидирующие позиции.
На основании этого из числа коллекций баз данных, представленных компанией EAST View, были выбраны: «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (2005г.) и «Медицина и здравоохранение» (2007 г.)
Число копий страниц из ЭБД РГБ и копий др. документов в ЦЭР за 2006 – 1-ю пол г.г.
Появление новых пользовательских групп, особенности их потребностей и модели информационного поведения, изменение источников информации и способов их предоставления, т.е. организация и физического и интеллектуального доступа к онлайновым ресурсам, послужило причиной создания отдела Деловой и социальной информации, по своей сути гибридного. Электронные ресурсы не просто дополнили традиционный фонд отдела, а стали основным источником удовлетворения информационных запросов пользователей по социально значимым проблемам из областей права, экономики и экологии. Появление новых пользовательских групп, особенности их потребностей и модели информационного поведения, изменение источников информации и способов их предоставления, т.е. организация и физического и интеллектуального доступа к онлайновым ресурсам, послужило причиной создания отдела Деловой и социальной информации, по своей сути гибридного. Электронные ресурсы не просто дополнили традиционный фонд отдела, а стали основным источником удовлетворения информационных запросов пользователей по социально значимым проблемам из областей права, экономики и экологии.
Доли электронных и традиционных документов в общей выдаче отдела ДиСИ...
Важнейшей составляющей электронной среды библиотеки является Web-сайт, одной из функций которого становится обеспечение организации управления онлайновым доступом к внутренним и внешним электронным информационным ресурсам.
Ежедневный мониторинг статистики сайта Донской государственной публичной библиотеки фиксирует устойчивый интерес именно к контенту раздела «Ресурсы», в частности, к его полнотекстовой составляющей.
Динамика роста числа удаленных пользователей ДГПБ.
Таким образом, характерным для современной электронной информационной среды ДГПБ является «стирание» границ между функциональными подразделениями и интеграция функций, при этом информационное обслуживание базируется на использовании всех видов информации с четко прослеживаемой тенденцией в сторону увеличения электронной составляющей.
Основные принципы политики обслуживания локальных и удаленных пользователей продекларированы в Стратегии развития Донской государственной публичной библиотеки ( гг.). Демократизация в обслуживании пользователей выражается: в новой системе записи читателей с единой базой данных; в новой системе записи читателей с единой базой данных; совершенствовании условий заказа, выдачи и приема документов; совершенствовании условий заказа, выдачи и приема документов;
создании зон оперативного обслуживания для выполнения требований по предварительным заказам; создании зон оперативного обслуживания для выполнения требований по предварительным заказам; максимально открытом доступе к подсобным и основным фондам через выставки новых поступлений и тематические выставки; максимально открытом доступе к подсобным и основным фондам через выставки новых поступлений и тематические выставки; ориентации на потребности целевых групп пользователей; ориентации на потребности целевых групп пользователей; увеличении автоматизированных рабочих мест для пользователей; увеличении автоматизированных рабочих мест для пользователей;
издании ориентирующей информации о библиотеке, ее информационных ресурсах и услугах; издании ориентирующей информации о библиотеке, ее информационных ресурсах и услугах; повышении информационной культуры пользователей путем их обучения в процессе обслуживания в режимах локального и удаленного доступа. повышении информационной культуры пользователей путем их обучения в процессе обслуживания в режимах локального и удаленного доступа. В процессе обслуживания используется
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: 1.Фонд документов на традиционных носителях и справочно-поисковый аппарат библиотеки. 2.Ресурсы справочно-библиографического и полнотекстового характера на оптических дисках; 3.Онлайновые БД, получаемые по подписке; 4.Локальные электронные ресурсы библиотеки, включая ЭК; 5.Интернет-ресурсы, предоставляемые в свободном доступе 5.Интернет-ресурсы, предоставляемые в свободном доступе.
Техническое оснащение зон обслуживания пользователей (на г): Всего АРМ:116 АРМ специалистов АРМ
Учитывая, увеличение количества АРМ для пользователей и объема подписных онлайновых ресурсов, иерархию способов доступа в Интернет, проблемы управления и контроля техническими процессами обслуживания, специалистами ЦИТ ДГПБ разработана оригинальная администрирующая программа ( Net Controller 2 ). Основные возможности этой программы позволяют сотрудникам, ведущим обслуживание пользователей, контролировать их работу за компьютером по времени и трафику, при этом учитывается режим работы пользователя: бюджетный или коммерческий. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Режим работы пользователя с ограничением доступа в программе Net Controller 2 дает возможность предоставления систематизированных авторитетных онлайновых ресурсов. Это, прежде всего: подписные электронные ресурсы ДГПБ, электронные каталоги и виртуальные справочные службы ведущих библиотек России, государственные, образовательные и научные порталы. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация процессов обслуживания.
Все многочисленные информационные взаимодействия (пользователь источники информации, пользователь библиотекарь пользователь и т. д.) осуществляются на основе использования телекоммуникационных средств связи; Все многочисленные информационные взаимодействия (пользователь источники информации, пользователь библиотекарь пользователь и т. д.) осуществляются на основе использования телекоммуникационных средств связи; Создаваемые библиотеками электронные ресурсы для различных категорий пользователей формируют единый корпоративный ресурс; Создаваемые библиотеками электронные ресурсы для различных категорий пользователей формируют единый корпоративный ресурс; Локальные и удаленные пользователи получают дополнительные возможности обслуживания и самообслуживания. Локальные и удаленные пользователи получают дополнительные возможности обслуживания и самообслуживания.
Повышению эффективности обслуживания пользователей способствуют новые формы работы в электронной среде. Это, прежде всего виртуальные службы и электронная доставка документов. На данном этапе специалисты библиотеки, при организации информационного поиска активно используют архивы виртуальных служб национальных, публичных, вузовских библиотек России и стран СНГ. Созданная в 2003 г. в рамках реализации областной целевой программы «Культура Дона ( гг.) служба «Электронная доставка документов» в отделе МБО позволяет удаленным пользователям получить электронную копию документа как из фонда ДГПБ, так и из фондов других книгохранилищ.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬПОЛЬЗОВАТЕЛЬПОЛЬЗОВАТЕЛЬПОЛЬЗОВАТЕЛЬ СЛУЖБАСЛУЖБАЭДДЭДДСЛУЖБАСЛУЖБАЭДДЭДД Получение заказа на копию Обработка заказа Изготовление копии Доставка копии Заказчику Технологическая схема электронной доставки документов.
Показатели по Электронной Доставке Документов за мес. 2008
Это молодая, быстро набирающая обороты, онлайновая услуга, которую выгодно отличает от аналогов – БЕСПЛАТНОСТЬ. Основные информационные запросы, поступившие в службу ЭДД - из области экономики и права. Пользователи: 50% - библиотеки, 40% - науч. работники; 10% студенты.
Перспективы развития обслуживания пользователей в электронной среде видим, прежде всего, в усиление информационной составляющей веб-сайта и расширении перечня онлайновых услуг. Таких как: Доступ к полнотекстовым БД авторизованным удаленным пользователям. Системы предварительного заказа и продления документов. Виртуальная справочная служба с акцентом на краеведческие ресурсы. Постоянно действующие Форумы по различной проблематике и т.п.
Таким образом, совокупность различных систем библиотечно-информационного обслуживания, максимальная доступность информации, в том числе в удаленном режиме, расширение номенклатуры продукции и услуг, способствуют всемерному повышению качества обслуживания пользователей в электронной информационной среде.
1.Жабко, Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика : монография / Е.Д. Жабко ; Рос. нац. б-ка. - Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, с. 2.Ломановская, Е.Д. Стратегия развития Донской государственной публичной библиотеки ( гг.) [Текст]: доклад [3-я ежегодная конф. библ. специалистов ДГПБ] / Е. Д. Ломановская / ДГПБ. – Ростов-на-Дону, – 12 с. 3.Сорокина, С.И. Центр электронных ресурсов ДГПБ [Текст] / С.И. Сорокина / ДГПБ. – Ростов-на-Дону, – 7 с. 4.Сорокина, С.И. Электронные ресурсы ДГПБ: проблемы формирования и использования [Текст] / С.И. Сорокина / ДГПБ. – Ростов-на-Дону, Используемые источники