ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирования расходов по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан и анализ конкурентной среды на рынке обязательного медицинского страхования
2 Схема финансирования ДЛО Федеральный фонд ОМС Территориальный фонд ОМС фонд ОМС страховые медицинские организации в соответствии с постановлением Правительства РФ от страховые медицинские организации страховые медицинские организации страховые медицинские организации фармацевтические организации фармацевтические организации фармацевтические организации фармацевтические организации …… …… Территориальный фонд ОМС фонд ОМС
3 Схема финансирования ДЛО Федеральный фонд ОМС в соответствии с постановлением Правительства РФ от фармацевтические организации фармацевтические организации фармацевтические организации фармацевтические организации …… Территориальный фонд ОМС фонд ОМС Территориальный
4 1. Группа «РОСНО» ЗАО «МАКС-М» ЗАО «Газпроммедстрах» Группа «КапиталЪ Медицинское Страхование» 5. ЗАО СМО «Солидарность для жизни» ООО «СМК «Русский Мир» ООО СК «Согласие-М» Группа «Ингосстрах» ООО «Росгосстрах-Медицина» ЗАО СГ «УралСиб» ООО «СК «Ак Барс-Мед» ООО «Альфастрахование-МС» (КОЛИЧЕСТВО РЕГИОНОВ) Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на ДЛО Присутствие на региональных рынках ОМС
5 1. Группа «РОСНО» ЗАО «МАКС-М» ЗАО «Газпроммедстрах» Группа «КапиталЪ 2 39 Медицинское Страхование» 5. ЗАО СМО «Солидарность 1 35 для жизни» 6.ЗАО СГ «УралСиб» ООО «Росгосстрах-Медицина» Группа «Ингосстрах» (КОЛИЧЕСТВО РЕГИОНОВ) Доминирующее положение на региональных рынках ОМС Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на ДЛО
6 Участники рынка ОМС Федеральный фонд ОМС орган законодательной власти РФ Территориальный фонд ОМС гражданин страхователь страховая медицинская организация медицинское учреждение субъекты медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР от «О медицинском страховании граждан в РСФСР» орган исполнительной власти РФ орган законодательной власти субъекта РФ орган исполнительной власти субъекта РФ включены в систему ОМС в соответствии с Законом РСФСР от «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» юр. лица физ. лица органы власти ком. и неком. организации частные предприниматели Территориальный фонд ОМС ……
7 Схема финансирования ОМС Территориальный фонд ОМС Страховые медицинские организации Федеральный фонд ОМС Медицинские учреждения Средства на выравнивание ОМС работодатели орган власть Часть ЕСН Медицинские учреждения …… Страховые медицинские организации …… средства бюджета
8 Схема договоров ОМС Граждане Медицинские учреждения Страховые медицинские организации Территориальный фонд ОМС Работодатели Полисы Органы власти субъектов РФ Договоры о предоставлении медицинских услуг Договоры ОМС неработающего населения Договоры финансирования Договоры ОМС работающего населения Медицинские учреждения Полисы при отсутствии СМО Договоры о предоставлении медицинских услуг
9 Структура рынка ОМС УМЕРЕННОКОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ 78 субъектов РФ 4 субъекта РФ CR3 1. г. Москва 69,0 2. г. Московская область 66,5 3. Свердловская область 55,6 4. Санкт-Петербург 54, год
10 6 субъектов РФ ТФОМС – монопольное положение 11 субъектов РФ 3 СМО 19 субъектов РФ 2 СМО 7 субъектов РФ 1 СМО 18 субъектов РФ > 3 СМО 95
11 Субъекты РФ Динамика рынка ОМС Количество СМО
12 Астраханская область ООО СФ «Анта-Мед» (75,4%) ОАО «РОСНО-МС» (39,9%) Республика Адыгея ЗАО СМО «Солидарность для жизни» (100%) ЗАО СМО «Солидарность для жизни» (100%) Волгоградская область ГУП «Волгоградская областная МСК» (53,9%) ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование (97,0%) Республика Дагестан 2004 – ТФОМС (100%) ЗАО «МАКС-М» (73,3%) Республика Ингушетия 2004 – ТФОМС (100%) 2005 – ТФОМС (100%) Республика Калмыкия ОАО «РОСНО-МС» (56,6%) ОАО «РОСНО-МС» (57,4%) Кабардино - Балкарская Республика ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» (100%) ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» (100%) Карачаево-Черкесская Республика 2004 – ТФОМС (100%) ЗАО «МАКС-М» (100%) Краснодарский край ООО СМО «Черномормедстрах» (38,3%) 2005 – ООО «МСК–Медицина» (26,2%) Республика Северная Осетия-Алания 2004 – ТФОМС (100%) 2005 – ТФОМС (100%) Ростовская область ЗАО «МАКС-М» (37,4%) ЗАО «МАКС-М» (39,2%) Чеченская республика 2004 – ТФОМС (100%) ЗАО «МАКС-М» (73,3%) Ставропольский край ОАО МСК «ЭМЭСК» (79,5%) ОАО МСК «ЭМЭСК» (68,7%) Южный федеральный округ
13 Непроведение конкурсов по ОМС неработаю- щих граждан; проведение конкурсов с наруше- нием антимонопольного законодательства Устранение страховых медицинских организа- ций с рынка ОМС и передача функций страхов- щика территориальным фондам ОМС Отказ территориальных фондов ОМС в зак- лючении договоров финансирования со стра- ховыми медицинскими организациями Проблемы рынка ОМС
14 Заключение договоров ОМС неработающего населения на бесконкурсной основе Субъекты РФ
15 Регионы, в которых территориальные фонды ОМС выполняют функции страховых организаций Субъекты РФ 22. Республики Коми 21. Республика Адыгея 20. Нижегородская обл. 19. Удмуртская Республика 18. Еврейская авт. обл. 17. Хабаровский край 16. Республика Дагестан 15. Тюменская обл. 14. Карачаево-Черкесская Республика 13. Республика Алтай 12. Чеченская Республика 11. Кировская обл. 10. Республика Башкортостан 9. Республика Марий Эл 8. Республика Татарстан 7. Ивановская область 6. Республика Ингушетия 5. Республика Северная Осетия-Алания 4. Республика Тыва 3. Чукотский авт. округ 2. Костромская область 1. Смоленская область
16 Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (в редакции Приказа ФФОМС от ) Пункт 4.2. Территориальный фонд ОМС не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора финансирования при наличии у последней: заключенных договоров на оказание лечебно-профилактической помощи И заключенных договоров ОМС неработающих граждан
17 Реализация п. 4.2 Типовых правил ОМС Устранение страховых медицинских организаций с рынка ОМС нарушение статьи 5 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Нарушение прав страхователей на выбор страховой медицинской организации противоречие статьям 6 и 9 Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РФ» Сокращение количества медицинских учреждений снижение качества предоставляемых услуг
18 Предложения ФАС России письмо ФАС России в Правительство РФ от ИА/59-ПР Внести изменения в пункт 4.2 Типовых правил определить единые для всех страховых медицин- ских организаций условия, при которых террито- риальный фонд ОМС не вправе отказать в заключе- нии договора финансирования страховой организа- ции, при наличии у последней договоров ОМС со страхователями установить законодательно исчерпывающий пере- чень оснований для отказа территориального фонда ОМС в заключении договора финансирования страховой организации
19 Пункт 4.2. Территориальный фонд ОМС не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора финансирования при наличии у последней: заключенных договоров ОМС со страхователями заключенных договоров на оказание лечебно-профилактической помощи И Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан в редакции Приказа ФОМС от (зарегистрировано в Минюсте РФ )
20 Предложения ФАС России по развитию конкуренции на рынке ОМС Реализация права гражданина на выбор страховой меди- цинской организации и медицинского учреждения путем законодательного закрепления порядка выбора Внедрение страховых механизмов при осуществлении ОМС Обеспечение допуска на рынок ОМС максимального коли- чества страховых организаций Возможность осуществления деятельности в системе ОМС медицинских организаций любой организационно-правовой формы