Психологическая готовность к школьному обучению
Причины трудностей, возникающих в период адаптации первоклассников недостаточная подготовленность ребенка к школе ; соматическая ослабленность ребёнка, органические повреждения центральной нервной системы (травмы головного мозга, гипоксии, нейроинфекции); тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов; завышенные ожидания родителей (нормальные средние успехи ребенка воспринимаются как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко).
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе Интеллектуальная готовность Личностная готовность Социально-психологическая готовность
Интеллектуальная готовность наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое мышление (способность увидеть связь между явлениями, умение воспроизводить образец); сформированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); возможность логического и механического запоминания; развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов ; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.
Личностная готовность 1.Определенный уровень развития мотивационной сферы – преобладание у ребенка познавательного мотива над игровым (мотивационная готовность к школе); 2.Определённый уровень развития произвольной сферы (волевая готовность к школьному обучению): умение работать по образцу; умение сознательно подчинять свои действия правилу; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; умение соблюдать дисциплину.
Личностная готовность 3.Формирование «внутренней позиции школьника» - готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, т.е положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение; 4.Определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка (эмоциональная устойчивость);
Социально-психологическая готовность отношение к взрослому (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания); отношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности - умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия ); отношение к самому себе (адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки).
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников 1. Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. В режим дня можно включить занятия в утренние часы. 2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На столе, где занимается ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников 3.Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен. 4. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. По возможности не планируйте на сентябрь – октябрь кардинальных перемен. Не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию, кружок.
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников 5.Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. 6.Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения.
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников 7.Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. 8.Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, поделки, конструирование и т.д.)
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников 9. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения. 10. Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности. Целесообразней искать не программу, а такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и создать благоприятную атмосферу обучения.
Психологическое сопровождение первоклассников. Адаптационные занятия; Диагностика трудностей первоклассников; Развивающие занятия для детей, испытывающих трудности адаптации; Консультации для родителей и педагогов.
Спасибо за внимание!