Личностные универсальные учебные действия Возрастные и психологические особенности развития и формирования Руководитель психологической службы Булахова В.А.
«Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях». А.Г. Асмолов
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Я-концепция внутренняя позиция школьника самооценка гражданская идентичность НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ знание нравственных категорий эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам умение следовать в поведении нравственным нормам СМЫСЛО- ОБРАЗОВАНИЯ отношение (к себе, социуму, школе) мотивы поведения и деятельности
Личностная готовность к обучению в школе : Мотивационная готовность – доминирование учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность – умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Сформированность Я-концепции и самооценки - осознание ребенком своих физических возможностей, умений, переживаний, способность адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная зрелость – освоение ребенком социальных норм проявления чувств и способности регулировать свое поведение.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И.Божович) Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений
АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ затруднена если: неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания), негативные установки в отношении школы и учебы.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине развитие мотивов учения
Мотивы, характерные для первоклассника: 1.Учебно-познавательные мотивы. 2.Широкие социальные мотивы – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга. 3.Позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими. 4.Мотив достижения – стремление реализовать поставленные цели. 5.Внешние мотивы – власть и требования взрослых. 6.Игровой мотив. 7.Мотив получения высокой оценки.
Неадекватность мотивов ведет к низкой успеваемости. Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности, провоцирует низкую успешность обучения, что приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения высокой оценки это приводит к стремлению к списыванию, подделыванию отметок в дневнике и тетрадях.
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Адекватное сочетание мотивов познавательные, учебные социальные мотивы достижения
Самооценка Ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. (Л.С. Выготский)
Заниженная самооценка: Тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от заданий, феномен «выученной беспомощности» (М.Селигман). Коррекция: Адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны. Адекватное описание того, что достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.
Завышенная самооценка: Желание доминировать, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок; отрицание неуспеха (М.С. Неймарк). Коррекция: Спокойное и доброжелательное отношение учителя. Адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося. Продуманная система требований. Поддержка, оказание помощи при трудностях ученика.
Развитие рефлексивной самооценки (Г.А.Цукерман): 1.Сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня; 2.Планирование желаемого результата на будущее.
Я-КОНЦЕПЦИЯ Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.
Составляющие Я-КОНЦЕПЦИИ (или Образа Я) Когнитивная Представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. ( самосознание ); Поведенческая Поведение в соответствии со своими убеждениями Оценочная Самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности
Развитие Я-концепции и идентичности личности в подростковом возрасте 1.Формирование чувства собственного достоинства; 2.Представление о себе во времени А) Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее; Б) Я-реальное, Я-идеальное. Самооценка колеблется между крайними полюсами «либо - все, либо – ничего». Самооценка хрупкая, неустойчивая. Чувствительность к оценкам окружающих.
Характеристики сформированной ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ в подростковом возрасте: 1.Принимаемый образ Я; 2.Адекватное и стабильное владение собственным Я ; 3.Способность личности к решению задач на каждой возрастной стадии развития.
На самооценку подростка влияют 2 тенденции: Повышение важности оценок окружающих Увеличение ориентации на собственные внутренние критерии
Как мы, педагоги, влияем на формирование самооценки подростка: Объясняем успехи подростка - способностями, а неудачи – недостатком усилий. Позитивная самооценка Успехи – случайность, неудачи специально подчеркиваем. Низкая самооценка Высокие ожидания окружающих и низкие представления о его возможностях. Ребенок отвергает успех, доказывает, что он случаен. Конфликтная самооценка 1 Успехи – неординарные способности, неудачи – стечение обстоятельств. Высокие притязания и большая неуверенность в себе у подростка. Конфликтная самооценка 2
Мотивационная сфера подростка: 2 типа мотивов Мотив достижения успеха Мотив избегания неудач
Виды мотивов подростков: Усвоение новых знаний и способов действий. Познавательные, учебные мотивы Идеалы и ценности Одобрение и признания Эмоциональные в/о с другими Сотрудничество Саморазвитие и самообразование Социальные мотивы Вознаграждение (отметка) Статус и престиж Безопасность и стабильность Мотив избегания неудач Внешние мотивы
Критерии оценки сформированности личностных УУД: соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.