Формирование умения работать в парах, группах.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.)
Универсальные учебные действия составляют систему в составе: Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическое оценивание). Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем) Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).
В рамках процесса обучения большое значение приобретает коммуникативная деятельность учащихся при работе в группах и парах Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно: общение со взрослыми и сверстниками; приемлемое отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника. Но как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому в своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
Приёмы формирования коммуникативных УУД Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
К формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест.
Формировать коммуникативные умения работы в парах и группах начинаю постепенно, поэтапно. Использую такие приемы, как: совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнёра взаимопроверка (проверка домашнего задания, устного счета, правильность и красоту письма, ответ и ход решения задач и т.д.) выполнение совместных творческих заданий, аппликаций, коллажей и т.д. Так на уроке труда ребята делали аппликацию. Не распределив обязанности, не спланировав при этом работу, многие с заданием не справились. После чего, учащиеся сделали вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать свои действия.
Выстраивая отношения при работе в группе, определили некоторые правила диалога: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; хочешь говорить – подними руку; дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его; обращение начинается с имени; критика должна быть тактичной; голос – твой божественный дар, умей им владеть. реагируй жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял).
Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую. Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное - первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.