Психолого-педагогические аспекты внеурочной работы классного руководителя в рамках внедрения ФГОС начального и среднего звена Кирилина Т.И. педагог-психолог, МБОУ «Школа 68», 1 кв.категория
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Основным результатом начального образования должны стать сформированные у выпускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою деятельность для решения учебных задач.
В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Характеристика младшего школьного возраста Вживание в позицию школьника. Основным видом деятельности становится учение. У младших школьников продолжает проявляться, присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший школьник очень доверчив.
Программы для учащихся начальной школы Наименование программВозраст участников (школьников) Для учащихся начального звена: программа для дошкольников и младших школьников «Лесная школа» М.А.Панфиловой (в период адаптации учащихся 1 классов). О.В Хухлаевой «Тропинка к своему Я»; Все цвета, кроме черного Светлана Гин «Мир логики» Светлана Гин «Мир фантазии» Светлана Гин «Мир человека» Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам» Жизненные навыки. Под ред.С.В.Кривцовой Развивающие занятия с учащимися младшего школьного возраста. В 2-х частях. Сост.С.С.Клюкина Н.К.Винокурова Развиваем способности детей Л.Ф.Тихомирова Упражнения на каждый день: логика для младших школьников 1 классы 1-3 классы 2-4 классы 3-4 классы 2-3 классы 1-2 классы 3-4 класс 2 класс 3-4 классы 2 класс 1-4 класс
Программы для учащихся начальной школы В книге представлены сценарии групповых психологических занятий с учениками 1-4-х классов. Основная цель программы - помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. В настоящее издание включены новые сценарии занятий. Книга предназначена для психологов, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов вузов.
Лесная школа О.Панфилова В работе с дошкольниками и с младшими школьниками используются метафоры в индивидуальных беседах, на групповых занятиях, на классных часах. Один–два раза в неделю дети встречаются со сказкой- метафорой (в I четверти 2 раза в неделю; во II, III и IV четвертях 1 раз в неделю). Серия «Лесная школа» включают тридцать «лесных» сказок и раскрывают пять основных тем: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление детей. Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, ищут их причины, учатся прощать и любить. Программы для учащихся начальной школы
ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО Научный руководитель проекта "Все цвета, кроме черного" - академик РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации М.М. Безруких. Цель проекта - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила; формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей; формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием. развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов); формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих; пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний; Программы для учащихся начальной школы
Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса адаптации первоклассников к школе (продолжительность курса - 5 дней). В него включена отработка организационных психологических умений и навыков, необходимых детям для дальнейшего обучения. Программы для учащихся начальной школы
Курс `Мир фантазии` ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Программы для учащихся начальной школы
Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса "Мир логики", который ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д. Подробные поурочные разработки для выпускного класса начальной школы включают рекомендации по проведению урока в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на уроке и описание способов их разрешения. Программы для учащихся начальной школы
Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса "Мир человека", который факультативно может преподаваться во 2 классе четырехлетней начальной школы в рамках образовательной области "Окружающий мир" или занятий по интересам. В курсе с учетом возрастных особенностей ребенка 7-8 лет рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Уроки построены в форме проблемного диалога учителя с детьми. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями. Программы для учащихся начальной школы
Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами. Программы для учащихся начальной школы
Пособия представляют собой тщательно разработанную систему познавательных задач, ориентированных на планомерное развитие умственных способностей, на формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. Пособия может использоваться как во время самостоятельных занятий дома при деятельном участии родителей, так и на факультативных занятиях в школе. Программы для учащихся начальной школы
Предназначено для развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Содержит 800 упражнений, игр, заданий, направленных на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез и т. д. Окажет существенную помощь преподавателям начальной школы и родителям в подготовке учащихся к обучению в среднем звене. Программы для учащихся начальной школы
Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению Личностные универсальны е учебные действия и его личностные результаты (показатели развития) Основные критерии оценивания Типовые диагностиче ские задачи Предшкольн ая ступень образования (6,5–7 лет) Типовые диагностические задачи Начальное образование (10,5–11 лет) Самоопределение Внутренняя позиция школьника · положительное отношение к школе; · чувство необходимости учения, · предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; · адекватное содержательное представление о школе; · предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; · предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) Беседа о школе (модифици- рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.)
Самооценка дифференциро ванность, рефлексивност ь регулятивный компонент Когнитивный компонент: · широта диапазона оценок; · обобщенность категорий оценок; · представленность в Я-концепции социальной роли ученика. Рефлексивность как · адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; · осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; · осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; Регулятивный компонент · способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием Методика «10 Я» (Кун) Методика «Хороший ученик» Методика каузальной атрибуции успеха/неуспе ха Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Смыслообразование Мотивация учебной деятельности · Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; · интерес к способу решения и общему способу действия; · сформированность социальных мотивов; · стремление выполнять социально- значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; · сформированность учебных мотивов · стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; · установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью «Незавершен ная сказка» «Беседа о школе» (модифициро ванный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) Шкала выраженности учебно- познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) Опросник мотивации Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
Диагностика нравстенно-этической готовности ребенка к школьному обучению Действие нравственно- этического оценивания Основные критерии оценивания Задачи для предшколь ной стадии Задачи для начальной школы 1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/след ование моральной норме Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) «Раздели игрушки» (норма справедлив ого распределе ния) После уроков (норма взаимопомощ и) 2. Дифференциация конвенциональн ых и моральных норм Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными Опросник Е.Кургановой
Диагностика нравстенно-этической готовности ребенка к школьному обучению 3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) «Невымытая посуда» (учет чувств героев) «Булочка» (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации 4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюден ия моральной нормы Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения Все задания 5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных суждений Все задания
Диагностика сформированности целеполагания учащихся УровеньПоказатель сформированности Поведенческие индикаторы с сформированности Отсутствие целиПредъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели- требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия Диагностика сформированности целеполагания учащихся
Уровни развития контроля УровеньПоказатель сформированностиДополнительный диагностический признак Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников Контроль на уровне непроизвольно го внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых Потенциальны й контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям Потенциальны й рефлексивный контроль Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения Уровни развития контроля
Уровни развития оценки УровеньПоказательПоведенческий индикатор Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
Потенциально адекватная прогностическ ая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом Актуально адекватная прогностическ ая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения Уровни развития оценки
Характеристика учащихся среднего звена Роль общения со сверстниками в становлении подростка велика, хотя влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным Дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых Необходимо отметить возможность существенного расширения самосознания подростков через дружбу с партнером того же пола Подросток не только стремится к самораскрытию, но одновременно оберегает внутренний мир от вторжения других, поскольку он является для них неким интимным таинством Говоря о подростковой дружбе, необходимо коснуться еще одной ее функции содействии психосексуальному развитию подростков. Особенно это значимо для девочек Формирование идентичности Несформированность эмоциональной децентрации, то есть умения встать на позицию другого человека, взглянуть на проблему его глазами, приспособиться к окружающим Чрезмерное стремление к лидерству
Программы для учащихся среднего звена Наименование программВозраст участников (школьников) Для учащихся среднего звена: программа Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»; программа психологической помощи подросткам Ю.Зариповой «Поверь в себя»; программа уроков психологии. А.Микляевой «Я – подросток. Я среди других людей»; Н.П. Слабодяник «Уроки общения для младших подростков» для развития навыков общения, позитивной "Я-концепции"; «Я – подросток. Мир эмоций» программа уроков психологии для 7 классов. А.Микляевой, Психология. Сост.Р.М.Мухаметова 5-6 классы 7-8 классы 5-6 классы 7-8 классы 5-6 классы 5-7 классы 7-8 классы
Данное издание выходит в рамках авторской серии «Тропинка к своему Я». В третьей книге раскрываются особенности психологической работы с подростками. Основное место отведено сценариям групповых занятий по психологии, которые помогут учащимися 56 классов глубже осознать самих себя, разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями и др. Программы для учащихся среднего звена
Это четвертая книга авторской серии "Тропинка к своему Я". В ней представлена программа психологической работы с учащимися 7-8 классов. Автор предлагает сценарии уроков психологии, включающие в себя наиболее актуальные для подросткового возраста темы. Основная цель занятий - помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. Программы для учащихся среднего звена
В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся 5-6 классов. Раскрывается система работы с тетрадями "Познаю свои способности" (5 класс), "Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми" (6 класс), предлагается методика эффективной организации профилактики с учетом возрастных особенностей младших подрос В пособии описывается методика работы с учебно- методическим комплектом «Все цвета, кроме черного» для 7–11 классов, предлагаются варианты включения материала УМК в организацию тематических классных часов, внеклассной деятельности подростков, а также рассматриваются способы оценки эффективности педагогической профилактики. Программы для учащихся среднего звена
«Обучение жизненно важным навыкам» Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М Программа рассчитана на детей 5-7 классов. Целью программы является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. 1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей: Навыки общения и взаимодействия; Навыки самооценки и понимания партнера; Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях; Навыки принятия и исполнения решений; Навыки работы с информацией; Навыки творчества. 2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей. Программы для учащихся начальной школы
Качественные и подробно описанные сценарии занятий помогут выстроить систему помощи подросткам в социализации. Программы для учащихся среднего звена
Книга представляет собой переиздание авторских программ уроков психологии для школьников с образцами рабочих тетрадей и приложениями. Для удобства читателей программы уроков для 7-го класса ("Мир эмоций"), 8-го класса ("Встречи с самим собой") и 9-го класса ("Я среди других людей"), успевшие заслужить популярность среди психологов и педагогов, объединены в одну книгу. Каждая программа включает в себя тематическое планирование и сценарии занятий, иллюстрирована примерами из практики. Программы для учащихся среднего звена
Данное пособие представляет собой методически грамотные разработки занятий по психологии с учащимися 5-11 классов, нацеленные на развитие социальной компетентности учащихся. Предлагаемые разработки создают условия для самоанализа учащимися собственного "Я - образа", развивают социальный интеллект подростков. Индивидуальная и групповая формы работ, выполнение самостоятельных заданий способствуют актуализации чувственной среды восьмиклассников, развивают их творческие способности. Всевозможные психологические тесты, упражнения, схемы способствуют формированию когнитивного и эмоционального компонента "Я - образа", мотивации на работу с собственными недостатками, воспитывают гармонично развитую личность, способную к самосовершенствованию. Программы для учащихся среднего звена
Диагностика учащихся среднего звена Е.К.Кустобаева, Т.Н.Платонова Дневник психолого-педагогических наблюдений учителя (психологическое сопровождение личностно-ориентированного образования).-Казань, 2004