Профессиональный стандарт педагога Н.Г. Калашникова
Действующие документы Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593 ) Национальная рамка квалификаций (НРК) Российской Федерации – в основе Соглашение МОиН РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей 2
Единый квалификационный справочник Раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования »: связан с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом ( Должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации ). Раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования »: I – « Общие положения », II – « Должности руководителей », III – « Должности педагогических работников », IV – « Должности учебно - вспомогательного персонала
Национальная рамка квалификаций ( НРК ) Российской Федерации инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России Уров ни Широ та полн омоч ий и ответ ствен ность (общ ая комп етенц ия) Слож ность деяте льнос ти (хара ктер умен ий) Наук оемк ость деяте льнос ти (хара ктер знани й)
Профессиональный стандарт педагога Зачем нужен профессиональный стандарт педагога : Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. · Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. · Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. · Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. · Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. 5
Характеристика стандарта рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе. отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по математике и русскому языку 6
· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога. · Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. · Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. 7 функции ПСП
В чем состоит ответственность выбора УЧИТЕЛЯ ? Учитель персонально отвечает за результаты своего повышения квалификации : разработку конкретного, значимого для школы проекта ; качественные изменения своей педагогической деятельности ; качественные изменения учебных достижений учащихся. 8
Усиление ответственности РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ за результат повышения квалификации Руководители школы персонально отвечают за обеспечение своевременного и соответствующего потребностям школы повышение квалификации кадров : наличие четкого технического задания на повышение квалификации конкретного работника, согласованное с последним с учетом реализуемой в школе программой развития, особенностей тех проектов, в которые включен конкретный учитель, направляющийся на обучение ; создание внутришкольной системы стимулирующих мер профессионального развития ; Контроль использования результатов ПК в образовательной практике 9
Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая : обучение Педагог должен : Иметь высшее образование. Демонстрировать знание предмета и программы обучения Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков : лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля Владеть ИКТ - компетенциями 10
Содержание профессионального стандарта педагога Часть вторая : воспитательная работа Педагог должен : Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно - познавательную деятельность Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. Всего
Содержание профессионального стандарта педагога Часть третья : развитие ( Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности ) Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Всего 20 12
Часть четвертая : профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе 1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития Первоклассника целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 2. Обеспечивать развитие умения учиться ( универсальных учебных действий ) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. 3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. 4. Быть готовым к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. 13
Часть четвертая : профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе 5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. 14
Часть третья : развитие ( Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности ) Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Всего 20 15
Часть третья : развитие ( Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности ) Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Всего 20 16
Результаты обсуждения О понятийно - терминологическом аппарате ПСП : « педагог », « учитель » О педагогических специальностях педагогических работников ( педагог дошкольного образования ( воспитатель ), педагог начальной, основной и старшей школы, педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования и т. д.) О региональной и школьной компоненте ПСП О структуре ПСП О новых компетенциях педагога ( учителя ) 17
18 О требованиях к квалификации (образовательному цензу) лиц, принимаемых на педагогическую работу О сущности ПСП Результаты обсуждения
Спасибо за внимание !!!