Методологические и правовые основы предшкольной подготовки. Методист Экспериментально-инновационного отдела ТОИПКРО Улыбина Г.В.
Впервые попытка подготовки детей к школе, в России была предпринята в начале XX века. В детских садах Москвы и Тулы был проведён эксперимент по введению игр в учебный процесс первоклассников.
В 80-х годах XX века в рамках комплексной программы Академии педнаук проходил эксперимент по обучению шестилетних детей, который охватил 50 тысяч детей, обучающихся в течение одного года в детском саду и школе.
В 90-х годах был успешно завершен эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ.
Постановление Правительства (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» В структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой особое внимание уделяется подготовке к школе детей пяти-шести лет.
Предшкольное обучение - это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение.
«Главная цель предшкольной подготовки выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» (А.Фурсенко, декабрь 2004 г.).
«Предшкольное образование не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Министерство образования и науки РФ г.)
«Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста.»
Образовательный процесс учебный блок учебный блок блок совместной деятельности взрослого с детьми блок совместной деятельности взрослого с детьми блок самостоятельной деятельности детей. блок самостоятельной деятельности детей.
Основные модели предшкольного образования образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ. дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.
1. Количество посещений в неделю 5 дней в неделю в течение полного дня От 3 до 5 дней в неделю на период от 2 до 5 часов с 9.00 до С15.00 до Педагогичес кие кадры Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатели (педагоги), имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Преемствен ность с более низкой ступенью образования В ДОУ существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте. Решаются задачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, подготовки к школе в интеллектуальном плане и физического развития.
4. Преемствен ность с системой начального общего образования Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению. Преемственность между дошкольными группами кратковременног о пребывания и начальной школой связана с тем, что цели образования связаны с социализацией, личностным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе.
5. Особенности предметно- развивающей среды Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает условия для их полноценного питания и отдыха. Среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.
5.1. Для обучающих занятий Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий. В помещении группы создается специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной деятельности взрослого с детьми
5.2. Для организации самостоятельной деятельности детей ДОУ располагает пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Основное пространство группы отведено для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам.
6. Особенности образовательных программ Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ. Образовательные программы, специально предназначенные для групп детей старшего дошкольного возраста кратковременного или временного пребывания.
Новая концепция построения пространственно-предметной развивающей среды. Федеральный институт развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ. ( Татьяна Николаевна Доронова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая отделом дошкольного образования ФИРО). 2007г.
Информация о количестве групп предшкольной подготовки уч.г. Наименование муниципалитетов Группы кратковременного пребывания Группы полного дня Кол-во групп Кол-во детей Кол-во групп Кол-во детей 1 Александровский Асиновский Бакчарский Верхнекетский Зырянский Каргасокский Кожевниковский Колпашевский Кривошеинский
10 Молчановский Парабельский Первомайский Тегульдетский Томский Чаинский Шегарский Томск Кедровый Стрежевой Северск Итого:
Информация о прохождении курсов ПК уч. гг Наименование муниципалитетов УчителяСпециалисты УО Про шли Нуждаю тся Про шли Нуждают ся 1Александровский-31- 2Асиновский75-2 3Бакчарский5--1 4Верхнекетский53-1 5Зырянский Каргасокский531- 7Кожевниковский Колпашевский Кривошеинский Молчановский56--
11Парабельский Первомайский Тегульдетский Томский Чаинский Шегарский Томск Кедровый Стрежевой Северск13-1 Итого:
Программы «Преемственность», Н.А. Федосова – 7 «Программа воспитания и обучения в детском саду», М.А. Васильевьева – 87 «Предшкольная пора», Н.Ф. Виноградова – 25 «Школа 2100», А.А. Леонтьев - 67 «Детство», В.И. Логинова – 5 «Ступеньки к школе», М.М. Безруких – 11 «Радуга», В.В. Гербова – 7 Л.Н. Панова «Ступени» - 1