1 Проведение исследования готовности первоклассников к обучению в школе Краткие рекомендации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследование готовности первоклассника к обучению в школе Методики выявления готовности и оценка результатов.
Advertisements

Методические рекомендации Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе 2012 год (ИСМО РАО, 2012 год)
1 Организация мониторинга образовательных достижений учащихся 1-3 классов в образовательном учреждении Рекомендации для школ 2013 год.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Сентябрь 2010 г.
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе Москва 2011 год.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Диагностика учебных достижений обучающихся начальной школы в учебном году.
МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Количество классов Количество учащихся 1 класс класс класс класс
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Инструкция по заполнению бланков ответов участников ГИА-9 в новой форме (обучающихся 9-х классов)
Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе.
1 Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1-3 классов 2013 год (ИСМО РАО) Методические рекомендации.
Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе Выступление Шнур Виктории Михайловны, педагога-психолога на городском семинаре учителей.
Е Замена ошибочных меток Г Э диный осударственный кзамен 2013 ГБУ ПО «Центр оценки качества образования»
Эксперимент по изучению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский республиканский центр новых образовательных.
Запись ответов и замена ошибочных меток осударственная тоговая ттестация 9 классов 2013 ГБУ ПО «Центр оценки качества образования»
Технология проведения стартовой диагностики ( психологическая составляющая )
ГИА уч. год. В каждом индивидуальном комплекте находятся: КИМ бланк ответов 1 бланк ответов 2.
Транксрипт:

1 Проведение исследования готовности первоклассников к обучению в школе Краткие рекомендации

2 Основная задача исследования Получить данные о готовности первоклассников к обучению, на основе которых можно создать комплексную систему адаптационного процесса детей на этапе их вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку.

3 Практическая значимость исследования Выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком с опорой на его потребности, независимо от уровня его успешности. Оценка динамики образовательных достижений учащихся начальной школы. Обоснование принимаемых решений, связанных с обеспечением качества школьного образования.

4 Основные группы показателей : показатели готовности первоклассников к обучению в школе: общее развитие ребенка; психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой; наличие учебных навыков у ребенка; контекстные показатели, связанные с учащимися, с учебным процессом, семьями учащихся: индивидуально- личностные особенности ребенка; здоровье первоклассника; семья как ресурс школьной успешности ребенка.

5

6 Перечень материалов

7 Материалы, получаемые в округе после 12 сентября: Анкета для родителей (начало 2013/2014 учебного года.); Карта первоклассника (начало 2013/2014 учебного года.).

8 Внешняя оценка качества образования/ Заявки на учебный год

9 Краткие рекомендации для образовательных учреждений по организации проведения исследования готовности первоклассников к обучению Участие в мониторинге добровольное и для школ и для родителей. Начинать проведение комплексной диагностики первоклассников необходимо с родительских собраний. Родители должны быть ознакомлены с назначением диагностических мероприятий и дать согласие на обработку закодированных персональных данных, если это не было сделано при оформлении ребенка в школу.

10 До 9 сентябряНа основе принятого в школе решения об участии в диагностике заполнение заявки и внесение списков учащихся 10 сентября в (on-line) Участие в вебинаре МЦКО « Изучение готовности первоклассников к обучению в школе » 12 сентябряСкачивание электронных форм для заполнения данными, полученными в ходе исследования до 13 сентябряПолучение в округе машиночитаемых материалов (анкет для родителей, и карт первоклассников) сентябряПроведение тестирований в соответствии с Рекомендациями (2 дня) до 30 сентябряЗаполнение машиночитаемых форм и подготовка к передаче этих форм окружному координатору вместе с заполненным Списком класса (распечатка из электронной формы без фамилий). до 3 октябряЗагрузка электронных форм через личные кабинеты МРКО

11 Листы (бланки), на которых учащиеся выполняют задания по предлагаемым методикам, скачиваются из МРКО и тиражируются по числу учащихся. Каждый лист подписывается, указывается фамилия и имя ученика, а также ставится буква класса, в котором учится ребёнок. На всех листах в левом верхнем углу стоят номера: 1. Рисунок человека 2. Графический диктант 3. Образец и правило, 1-й лист 4. Образец и правило, 2-й лист 5. Первая буква

12 Методики выявления готовности к школе Время выполнения тестов жестко не ограничивается (за исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста). Дети работают в своем темпе. Психолог следит за работой, предлагает тем, кто закончил работу, отложить тестовый лист на край стола. Отстающих подбадривает и поторапливает, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения.

13 Рисунок человека Тест для исследования общего уровня развития ребенка. Перед каждым ребенком кладется лист 1 для выполнения задания в вертикальном положении. Если кто-либо из детей его в дальнейшем поворачивает, то его НЕ поправляют. Проверяющий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».

14 Графический диктант Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. У каждого ребенка карандаши и лист 2. Учитель дает объяснение (текст инструкции из Рекомендаций необходимо заранее подготовить). После объяснения переходят к рисованию тренировочного узора (учитель может ориентироваться не на текст, а на сам узор)

15 Графический диктант (тренировочный узор) «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами». При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Помощник ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; помощник следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки.

16 Образец и правило Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи. Детям раздаются карандаши и листы 3 и 4. Ластиками детям пользоваться не разрешается. У учителя распечатанная инструкция (текст инструкции должен воспроизводиться дословно) и лист с заданиями. На доске может быть изображен точками треугольник. Учитель объясняет правило выполнения задания. ….Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

17 Образец и правило По ходу его выполнения учитель и его помощник по просьбе детей стирают указанные ими неверно проведенные линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены линией. Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

18 ПЕРВАЯ БУКВА Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова. При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. У детей карандаши и лист 5. У учителя распечатанный текст (инструкция воспроизводится дословно): У вас нарисованы разные животные: корова, мышка, тигр, лиса, слон (каждое слово произносится очень четко; после названия каждого животного делается небольшая пауза). У каждого животного есть свой мячик. Сейчас я назову вам животное, которого у вас нет. Но название одного из ваших животных начинается на тот же звук, что и то, которое я вам назову. Найдите его и нарисуйте на его мячике такой знак: (на доске рисуется «галочка»: V ).

19 ПЕРВАЯ БУКВА Сделав небольшую паузу, учитель очень четко произносит слово «ТЕЛЁНОК». Дав детям время на то, чтобы отметить нужный «мячик», учитель говорит: «Теперь я назову еще одно животное, а вы найдете у себя животное, название которого начинается на тот же звук, и нарисуете на его мячике квадратик: (на доске рисуется квадрат : На мячиках следующих животных должны быть поставлены называемые учителем знаки: +, -,

20 «Домики» Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании происходит подключение цвето- ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых занимаются различными видами деятельности в школе и дома. После раскрашивания домиков можно оценить личностные отношения ребенка к различным аспектам школьного обучения.

21 «Домики» У каждого ребенка задание (лист 6). шесть цветных карандашей или фломастеров основных цветов: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши или фломастеры должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; ! Ребенок может использовать как карандаши, так и фломастеры одновременно. Важно, чтобы он мог быстро выбрать для раскрашивания любой из 6-ти цветов (например, у ребенка может быть 4 карандаша и 2 фломастера). Больше ничего на столах нет. На доске воспроизводится лист ответов

22

23 «Домики» При выполнении раскрашивания дорожки, нужно проследить, чтобы дети выполняли его строго слева направо. Если ребенок ошибся (начал закрашивать справа налево) и стало очевидным, что исправить положение невозможно, педагогу необходимо поставить стрелочку в направлении выполнения работы. При раскрашивании домиков следует настаивать на использовании одного цвета для каждого домика. Если ребенок настаивает на использовании нескольких цветов для одного домика, необходимо записать на листе ученика, какой цвет выбран первым. Особо следует обратить внимание на то, чтобы дети не раскрашивали домики в ходе работы, а четко следовали бы указаниям учителя и раскрашивали бы только те домики, о которых говорит учитель. Инструкции детям необходимо давать четко, в приподнятом эмоциональном тоне. В ходе работы важно подбадривать и отмечать правильность выполнения.

24 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ После проведения тестирования по всем пяти методикам приступают к оценке результатов строго следуя указаниям из Рекомендаций по оцениванию По методике «Домики» производится кодирование результатов.

25 «Домики» Кодировка Цвет каждого из 6-ти карандашей на рисунках кодируется цифрой в соответствии с принятой кодировкой в восьми цветном тесте Люшера: 1 – Синий; 2 – Зеленый; 3 – Красный; 4 – Желтый; 6 – Коричневый; 7 – Черный. Цифра 5 в кодировке отсутствует!

26 «Домики» Заполнение таблиц В первую строку заносится информация о выполнении первого задания (6 клеток цветовой дорожки и одна дополнительная клетка), во вторую строку – информация о закрашивании 10 домиков. Порядковый номер под клеткой должен совпадать с порядковым номером домика.

27 Кодировка Если направление рисования дорожки у ребенка было изменено, в клетку 7 строки 1) заносится цифра 0. Если ребенок рисовал по инструкции слева направо, то клетка 7 остается пустой. В клетку 11 строки 2) заносится цифра 0, если ребенок хотя бы один домик раскрасил более, чем одним цветом. Если каждый домик был раскрашен только одним цветом, то в клетку 11 ничего не заносится. Коды ответов для каждого ученика заносятся в электронную форму.

28 Заполнение машиночитаемых форм Машиночитаемые формы выдаются в округе. На каждый класс выдаются несколько запасных форм. Ксерокопировать формы нельзя!!! (Отксерокопированные формы не распознаются). Заполняются формы гелевой или капиллярной ручкой с черными чернилами. В карты первоклассников и анкеты для родителей с двух сторон вносится ID Списки учащихся генерируются в электронную форму и каждому учащемуся программой автоматически присваивается идентификационный номер (ID)

29 Регистрационные данные

30 Анкетирование родителей Анкетирование лучше организовать во время проведения родительского собрания Учитель (для удобства работы) подписывает карандашом фамилию и имя ребенка или проставляет инициалы (при обработке эти поля не распознаются) Идентификационный номер ученика (ID) записывается с обеих сторон анкеты черной ручкой Анкеты родителей заполняются только черной гелевой или капиллярной ручкой

31 Следует обратить внимание родителей, что отвечая на некоторые вопросы, надо отметить только один ответ, а на некоторые вопросы допускается несколько ответов. Вопрос 8. После того как родители отметят, как проводилась подготовка к школе ребенка (возможно несколько ответов), им предлагается в этом же вопросе указать номер (1-7) вида подготовки, который был основным Например

32 Почему фамилию и имя учащегося следует записывать карандашом? Что делать, если фамилия и имя написаны ручкой? Как исправить ошибку в записи ID учащегося? Можно ли пользоваться штрих- корректором?

33 Запрещается использовать штрих-корректор для исправлений

34 Как исправить ошибочный ответ в анкете или карте Если в какой-то позиции крестик поставлен ошибочно, его надо зачернить и отметить новый ответ

35 Анкета для учителя Анкета заполняется в электронном виде ID учителя заполняется автоматически и соответствует ID класса

36 Передача на обработку Заполненные Карты первоклассников и анкеты родителей вкладываются в файлы (два файла на каждый класс). Распечатывается из электронный формы Список класса (для каждого ученика указаны заполненные формы) Материалы передаются ответственному в округе, в установленный им день (до 30 сентября).

37 Сбор данных и их первичная обработка Проведение родительских собраний, заполнение анкет родителей. Оформление Карт учащихся 1 класса. Проведение тестирований учащихся по 5 методикам (3 урока, 2 дня). Оценка результатов. Внесение данных в электронные формы. Заполнение анкеты учителя. Передача материалов на обработку.

38 Подведение итогов Анализ и интерпретация результатов (28 октября – результаты в личных кабинетах школ, 29 октября – вебинар по итогам диагностики) Выстраивание индивидуальных траекторий обучения Создание условий для эффективного обучения

39 Желаем успехов в работе!