«Проблема преемственности стандартов образования с позиции детского сада» Трунёва Людмила Васильевна, педагог – психолог, зам.зав.по УВР МДОУ «Детский сад 5 комбинированного вида» г. Луга Ленинградской области
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования – одна из самых актуальных пробем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики
Преемственность дошкольного и начального общего образования преемственность образовательных программ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования ФГОС начального общего образования
«Образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными» («Закон РФ об образовании» ст. 17)
Основная цель осуществления преемственности Создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу
Задачи (общие для ДОУ и начальной школы) Создание единого образовательного пространства Создание единого образовательного пространства Применение здоровьесберегающих технологий Применение здоровьесберегающих технологий Координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания детей Координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания детей Использование преемственности форм, методов, технологий ДОУ в начальной школе Использование преемственности форм, методов, технологий ДОУ в начальной школе
Процесс осуществления преемственности – это три последовательных этапа: Формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе Формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе Адаптация детей к условиям обучения в начальной школе Адаптация детей к условиям обучения в начальной школе Развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ Развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ
Проблемы в осуществлении преемственности: Несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы Несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы Формирование и развитие в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив Формирование и развитие в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив Несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения (в системе преемственности) Несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения (в системе преемственности) Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих потенциал воспитателей и учителей начальных классов) Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих потенциал воспитателей и учителей начальных классов) Отсутствие единых программ воспитания и обучения Отсутствие единых программ воспитания и обучения
Портрет выпускника ДОУ (в соответствии с ФГТ) физически развитый; физически развитый; любознательный, активный; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения; овладевший средствами общения; способный управлять своим поведением; способный управлять своим поведением; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, семье, общетсве, мире, природе; имеющий первичные представления о себе, семье, общетсве, мире, природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками овладевший необходимыми умениями и навыками
Основные причины неудач в школе успешного выпускника ДОУ - Завышенные требования к готовности ребёнка к обучению в школе Завышенные требования к готовности ребёнка к обучению в школе Несоответствие требований программ школы и детского сада Несоответствие требований программ школы и детского сада
В детском саду мы учимся: выделять последовательность звуков в простых словах; выделять последовательность звуков в простых словах; составлять слова из слогов; составлять слова из слогов; делить двухсложные, трёхсложные слова на части делить двухсложные, трёхсложные слова на части Программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Н. Васильевой/ М.Н. Васильевой/ (Подготовка к обучению грамоте детей 6 – 7 лет)
Программы для современных первоклассников ориентированы на ребёнка, умеющего читать
Предшкольная подготовка – промежуточное звено между дошкольным и начальным общим образованием дошкольное образование репетитор начальное общее образование
Тексты для первоклассников сложны и по смыслу, и с технической точки зрения «… римляне называли кочан – капициум – головка…» «… города Ярославль и Владимир были названы по имени князей…» «… одна из дорог шла на юг в Золотую Орду…» (Программа «Школа – 2100) «Моя любимая Азбука» Учебник для первоклассников. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Безотрывное письмо – чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение ребёнка Оно не учитывает: функциональную незрелость мышц функциональную незрелость мышц незаконченные процессы формирования кистей и фаланг пальцев незаконченные процессы формирования кистей и фаланг пальцев несовершенство нервно-мышечной регуляции несовершенство нервно-мышечной регуляции создаёт искусственную гипоксию создаёт искусственную гипоксию (Доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии М.М. Безруких) директор Института возрастной физиологии М.М. Безруких)
Федеральные государственные требования «… учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» (р. 1.2.) Наполняемость групп до 10 человек Наполняемость групп до 10 человек С детьми работают: С детьми работают: учителя – дефектологи учителя – логопеды педагоги - психологи
Результат неоправданно высокого уровня интенсивности обучения в первом классе стойкая ситуация неудовлетворённости, усталости, неуспеха дальнейшие нарушения в развитии, школьная дезадаптация
Для реализации на практике преемственности требуются: совершенствование методики начального образования совершенствование методики начального образования приведение в соответствие со стандартами образования значительного количества учебно-методических пособий приведение в соответствие со стандартами образования значительного количества учебно-методических пособий совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров (в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС) совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров (в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС) разработка комплекса организационных мер, новых нормативных актов разработка комплекса организационных мер, новых нормативных актов