Из опыта работы педагога-психолога Кирилюк Е.В.
Цель программы Создание социально-психологических и педагогических условий для каждого ребёнка, особенно в период острой адаптации, позволяющих первокласснику не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности
Эффективность цели достигается путём решения следующих задач. Снижение уровня тревожности. Выявление эмоционального компонента (успех или неуспех), развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие коммуникативной сферы первоклассника. Формирование адекватного представления о взаимоотношениях с учителем, одноклассниками. Обучение навыкам сотрудничества. Повышение уровня развития познавательных процессов, учебной мотивации. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса первоклассника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в период адаптации. Повышение родительской компетентности в вопросах развития и обучения первоклассников..
Структура курса: : Содержание программы является составной частью учебно- воспитательного процесса в первом классе. Программа построена с учётом возрастных особенностей первоклассников, рассчитана на первые 10 дней первичной адаптации. Курс состоит из развивающих занятий с использованием элементов психологического тренинга, психотехнических игр, обыгрывания проблемных ситуаций, позволяющих получить «обратную связь». Развивающие занятия проходят по трём основным блокам: Развитие коммуникативной сферы первоклассников. Развитие речи. Развитие познавательной сферы.
Механизмы деятельности. Изучение литературы по заданной теме, нормативных, инструктивно-методических документов. Анализ уровня здоровья (мед. карты) первоклассников. Диагностика уровня школьной зрелости Организация развивающих занятий по трём основным блокам: Развитие коммуникативной сферы. Развитие речи. Развитие познавательной сферы.
Методы и приёмы диагностики предполагаемых результатов. 1.Психолого-педагогическое наблюдение за учащимися в учебном процессе. 2.Анкетирование родителей. 3. Анкетирование педагогов. Методика Ковалёвой. 4. Барометр настроения. 5.Тестовые рисунки « ДДЧ», «Мои страхи», «Что мне нравиться в школе», Моё желание» «Мои друзья». 6.Методика изучения школьной мотивации. Анкета Лускановой.
Активность детей –один из важных показателей успешной адаптации.
Каждый день начинался с «Барометра настроения»
Выбор цвета зависит от настроения.
Много заданий нацелено на развитие внимания, памяти, мышления.
Посмотри, запомни, выложи.
Корректурная табличка для развития произвольного внимания.
Осваивали основные требования учителя и правила поведения на уроке.
Приветствие учителя получается не сразу.
Как правильно поднимать руку и отвечать на вопрос учителя.
Работа в парах у доски
Работа в парах.
К уроку готов.
На каждом уроке обязательное использование физкульт.минуток.
Работа в тетради
Для диагностики использовалось много проективных рисуночных тестов.
Занимаясь любимым делом дети выполняли тестовые задания.
Моя семья. Дом, дерево,человек. Что нам нравится и не нравится в школе.
Обязательное выполнение творческих заданий.
Самое любимое время в школе- перемена.