Место человека в живой природе. Науки об организме человека
Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя исследовать не ведомую часть себя самого. Ф. Феллини
Человек – живое существо Что такое человек? Неужели человек всего лишь высокоорганизованное животное? Какое место занимает человек в живой природе?
Систематическое положение человека надцарство Эукариоты царство Животные тип Хордовые подтип Позвоночные класс Млекопитающие отряд Приматы семейство Гоминиды (люди) род Человек вид Человек разумный
Человек – представитель хордовых на ранних стадиях развития формируется хорда над ней расположена нервная трубка под ней первичная кишка с глоточными жабрами замкнутая кровеносная система
Человек – представитель млекопитающих живорождение вскармливание детей молоком постоянная температура тела наличие диафрагмы 7 шейных позвонков дифференцированные зубы четырехкамерное сердце наружное ухо волосяной покров молочные железы наличие оформленных губ
Человек – представитель приматов пятипалая конечность с подвижными пальцами большой палец противопоставлен остальным на пальцах ногти пропорции тела мимика биохимический состав крови белковый обмен структура ДНК, белков группы крови
Человек – социальное существо Что отличает человека от животных? Почему человек – социальное существо? Какую роль играет труд в жизни человека? Способны ли животные трудиться? Какую роль в жизни человека играет слово, устная и письменная речь? Отличается ли реакция животных на слово от реакции человека? Какие качества человека передаются по наследству, а какие – нет?
Отличия человека от животных Мозг человека втрое больше мозга гориллы Мозговой череп больше лицевого Подковообразная нижняя челюсть 4 изгиба позвоночника череп «насажен» сверху, а не спереди мощная мускулатура нижних конечностей мощный скелет таза и нижних конечностей ноги длиннее рук сводчатая стопа рука более подвижна
Своеобразие человека Человек – биосоциальное существо прямохождение мышление речь способность создавать орудия труда способность к творчеству общественный образ жизни
История изучения организма человека Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в древних китайских и индийских книгах. Первое сочинение по анатомии человека связывают с именем Алкмеона.
Гиппократ (ок. 460 – 377 гг. до н.э.) сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента обобщил сведения о строении человеческого тела рекомендовал тщательное обследование пациента
Клавдий Гален (129 – 199 гг н.э.) был врачом гладиаторов описал строение тела человека, его труды 14 столетий были основными источниками медицинских знаний дал ряд советов по лечебной гимнастике
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) изучал пропорции тела, составил классификацию мышц сделал около 800 рисунков органов человека основатель динамической анатомии
Андреас Везалий (1514 – 1564) написал книгу «О строении тела человека» исправил более 200 ошибок Галена основоположник современной систематической анатомии
Уильям Гарвей(1578 – 1667) доказал, что кровь движется по замкнутому кругу, открыл большой круг кровообращения его работы послужили формированию науки – физиологии органов
Н.И. Пирогов (1810 – 1881) создатель топографической анатомии впервые применил эфирный наркоз при операциях, гипсовую повязку при переломах конечностей
Науки об организме человека НаукаОпределениеМетоды исследования Анатомия Физиология Гигиена
Науки об организме человека НаукаОпределениеМетоды исследования АнатомияНаука о строении организма и его органов Вскрытие, рентген, УЗИ, моделирование ФизиологияНаука о жизненных функциях организма и его органов Опыты на животных, инструментальные исследования, ЭКГ, ЭЭГ, фистула ГигиенаРаздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья Клинические, физиологические, лабораторные
Домашнее задание Введение, § 1, 2
Используемые ресурсы Гиппократ, Гален, Везалий, Гарвей, Пирогов, эмбрион, ребенок, радость жизни. Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. ЗАО «Просвещение – МЕДИА», Леонардо да Винчи. 0%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87% D0%B8 0%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87% D0%B8 Мальчик. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Скелет обезьяны и человека. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Ребенок и обезьяна. sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&p=4&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA% D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D 0%B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=13 6&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F%2Fimg- fotki.yandex.ru%2Fget%2F4710%2F %2F0_64647_cb3ee2d_XLhttp://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-868- sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&p=4&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA% D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D 0%B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=13 6&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F%2Fimg- fotki.yandex.ru%2Fget%2F4710%2F %2F0_64647_cb3ee2d_XL