Сервис-ориентированная архитектура ОГИРов и ЭАРов А.Данилин, Microsoft
В силу ограниченности времени выступления на конференции была написана и издана книга… Электронные государственные услуги и регламенты Методики описания и моделирования государственных услуг и регламентов Архитектура Электронного Государства Сервис-ориентированная архитектура объединения и интеграции государственных информационных ресурсов и систем Сервис-ориентированная архитектура платформы реализации электронных государственных услуг и административных регламентов
Эволюция в сторону сервис-ориентированных подходов на трех уровнях На политическом уровне: «сервисное государство» Переосмысление того, какие услуги государство оказывает гражданам и бизнесу Принцип «одного окна» На уровне прикладных систем: Сервис-ориентированная архитектура (SOA – Service-Oriented Architecture), XML Web- сервисы Переработка внутренней архитектуры ИТ-систем на основе использования сети связанных между собой сервисов, которые взаимодействуют между собой на основе пересылки сообщений Технологии Web-сервисов как средство описания интерфейсов взаимодействия распределенных информационных систем На уровне поддержки и управления ИТ-инфраструктурой Определение принципов поддержки и эксплуатации ИТ- инфраструктуры в терминах Соглашения об Уровне Обслуживания (SLA), вместо отдельной инфраструктуры для несвязанных между собой приложений Сервис-ориентированная архитектура – единый подход к ОГИРам и ЭАРам
Области единой архитектуры «электронного правительства» (обсуждаемая концепция Архитектуры Электронного Государства в России)
Государственные услуги и административные регламенты – две стороны одной медали Функции, процессы, регламенты – внутренний взгляд государства, услуги и сервисы – взгляд потребителя (граждан, бизнеса и других ведомств)
Архитектура Государственных Функций - функциональный, процессно-ориентированный подход описания деятельности государства и административных регламентов Сколько функций и услуг реально есть у государства? Правительство РФ в ходе инвентаризации функций министерств и ведомств насчитало боле 5600 функций !!! Федеральное Правительство США – около 160 функций и 487 бизнес-процессов (28 ключевых) Федеральные агентства Германии – 410 функций и услуг Разница – на порядок!!! Очевидны явные проблемы в методиках анализа функций министерств и ведомств У государства может быть 5000 и более целей и задач, но функций, как механизмов их реализации, существенно меньше Можно создать ИС для реализации функций, но не целей и задач
Определение Сервис- ориентированной Архитектуры (SOA) Под сервис-ориентированной архитектурой понимается подход к проектированию прикладных информационных систем, который руководствуется следующими принципами: явное отделение бизнес-логики прикладной системы от логики презентации информации реализация бизнес-логики прикладной системы в виде некоторого количества программных модулей (сервисов), которые доступны извне (пользователям и другим модулям) чаще всего в режиме «запрос-ответ» через четко определенные формальные интерфейсы доступа Технологии Web-сервисов как способ реализации этого принципа XML, WSDL, SOAP, UDDI Некоторые считают, что это самая главная инновация в области ИТ за последние 30 лет Решает очень «дорогую» и сложную проблему интеграции систем Источник: Gartner Group
Политики Сервисы Сервис Состо- яние Логика Ответ Запрос
Комбинация SOA и Систем Управления Бизнес- процессами (BPM). Концепция Сервисной Шины. Разработка систем с фокусом на процессах BPM делают описание бизнес-процессов явными BPM как связующая технология: определение потока работ, координация, оркестрирование Элементы функциональности определены как Web-сервисы, доступны для вызова на основе XML и связаны между собой Сервисы могут находиться внутри организации или за ее границами и могут быть вложенными Появляется возможность выбора между различными вариантами реализации сервисов и компоновки их в единые процессы/системы Сервис (Web Svc.) Сервис Сервис Сервис Сервис (Web Svc.) Сервис (Web Svc.) Сервисная Шина - Service Bus (BPM) Service (Web Svc.) Сервис (Web Svc.)
Среда сообщений Выполня- емый код От графического описания процессов до работающей прикладной системы Бизнес- сервис Язык описания бизнес- процесса (BPEL) Графические Средства Оркестрирования
От «жесткого» связывания к сервис- ориентированной интеграции Сообщения Соглашения Язык программирования Модель Объектов Сервер Приложений База Данных Операционная Система База Данныхх Операционная Система Язык программирования Модель Объектов Сервер Приложений Ведомство A Ведомство B Пример решения, основанного на «жестком» связывании систем Интеграция на принципах Сервис-ориентированной Архитектуры
От спонтанной интеграции к Правительственному Шлюзу и Сервис-ориентированной интеграции Центр Интеграции (Шлюз или Интеграционная Шина) Проблема (N²-N)/2 50 ведомств => 1225 интерфейсов Требуется детальное понимание каждой прикладной системы Нет обмена метаданными между приложениями/организациями Нет централизованного контроля с целью аудита Единообразие Обмен экспертизой Контроль среды пересылки сообщений В комбинации с Web-сервисами: Полный контроль транзакций Единый регистр прикладных систем
Современные принципы организации межведомственного взаимодействия 1.Принятие Открытых Стандартов, таких как XML 2.Создание центрального каталога XML-схем (стандарты на гос. Электроннеы документы) 3.Интеграция сервисов и приложений с помощью инфраструктуры ПО промежуточного слоя маршрутизации и доставки информации 4.Реализация подлежащих интеграции систем в виде Web-служб Гос.органы Граждане Бизнес- сообщество G2C G2B G2G G2E B2B C2B C2C Инфраструктура интеграционного ПО промежуточного слоя Meta directory (только XML- схемы, не данные)
Шлюз – Бизнес-сценарий Налоги Судебная система ЗдоровьеЖилье
Правительственный Шлюз Великобритании – Технологическое решение Налоги Судебная система ЗдоровьеЖилье TxE DIS SQL R&E Инфраструктура шлюза TxE - Транзакционный механизм R&E -Регистрация и Авторизация DIS – Серверы Интеграции Департаментов
Архитектура Шлюза TxER&E Данные R&E UI Логика R&E Сервис Данные TxE Логика TxE Получение Правительственный Шлюз Ведомства Портал Регистрация Авторизация Запрос на Аутентификацию Подача документа Связь с ведомствами Подача документа Уведомления и Запросы Аутентификация & авторизация Internet Защищенный Правительственный Intranet Изменения в БД R&E Конечный пользователь
Путь, по которому пошли многие страны На уровне государства в целом Великобритания, Чехия, Румыния, Болгария, Дания (проект «Infostructurebase») На уровне крупных ведомственных и региональных проектов Иммиграционная служба Голландии, Министерство труда Франции, Интегрированная судебная информационная система в Великобритании, Европол Стандартная архитектура Стандартные серверные продукты и связующий код (примерно строк кода). Код передается заказчику. Модель лицензирования этой интеллектуальной собственности в зависимости от масштабов системы (размера страны, региона) От $20 тыс. до $200 тыс. плюс стоимость серверных продуктов Пример: Румыния 6 серверов шлюза + 3 ведомства Три услуги: Подача заявок на пенсию и мед.обеспечение, Заявки на НДС, Декларирование корпоративного налога 542 человеко-дня: 8% - инфраструктура, 62% -разработка, 30% - управление проектом Технологическая основа интеграции: Microsoft.NET Framework, Microsoft BizTalk Server, Microsoft Visual Studio.NET
Дополнительная информация Архитектура, методики, шаблоны Методика создания прикладных систем Microsoft Solutions Framework (на русском) (на русском) Клуб системных архитекторов (на русском) Ресурсы по ИТ в госорганах (на русском) – Центр Компетенции по электронному правительству при Американской Торговой палате Российское сообщество по SQL Server